Размер шрифта: A A A    Картинки: Выключить Включить    Цвет сайта: Б Ч Г    Х
ЭКЖ
Электронный Классный Журнал
Меню сайта
Разделы
Разработки [45]
Сценарии внеклассных мероприятий
Творчество детей [40]
Стихи, статьи, эссе, рефераты учащихся
Творчество педагогов [28]
Статьи, методические материалы учителей школы № 48 г. Кирова.
Году учителя посвящается [4]
Наш опрос
Посетители сайта: кто они
Всего ответов: 5601
Сайт музея
Музейный комплекс
Файлы
Уважаемые родители и учащиеся! Изменился адрес официального сайта школы в сети интернет. Ждём вас по новому адресу: ШКОЛА48.ДЕТИ

Творчество педагогов и детей школы № 48 г. Кирова

Главная » Статьи » Разработки

Программа нравственно-патриотического воспитания на базе музея
Программа нравственно-патриотического воспитания учащихся на базе школьного музейного комплекса МОУ СОШ с УИОП  №48 г.Кирова.

Автор –Ефремкина Светлана Сергеевна,   руководитель музейного комплекса.


Пояснительная записка.

Изменившиеся социально-экономические условия, когда семья не готова взять на себя воспитательные функции, требуют усиления роли школы как воспитательного учреждения.
Процесс воспитания затруднен той сложной воспитательной средой, на которую самым отрицательным образом влияют широкий поток информации о негативных явлениях, противоречивость идей и деклараций, снижение нравственных идеалов, переориентация молодежи на «забугорные» ценности на фоне забвения нашей русской истории и культуры, низкая культура чувств. Это приводит к падению нравственности, главных нравственных качеств личности учащегося – гражданственности, патриотизма.
Преодоление падения нравственности, главных этических качеств учащихся ставят сложные задачи – развивать в учащихся способность, потребность уважать, любить свое Отечество, свою малую Родину, а потом во много раз эти способности увеличивать.
Известно, что нравственные ценности «усваиваются переживанием, а не логическим пониманием» (М.С.Каган).
В этом плане огромными возможностями нравственно-эмоционального воздействия обладают музеи, музейные коллекции, в том числе школьные музеи. А может даже в первую очередь –школьные музеи, ибо педагогический коллектив лучше знает духовно-нравственное состояние учащихся своей школы?! Обществом рано была осознана возможность использования музейного собрания в целях образования, просвещения, воспитания.
Удивление, любопытство, интерес – любой отклик, возникающий как реакция на то, что можно увидеть только в музее, становится толчком для активизации познавательных интересов.
Школьный музей любой тематической направленности должен участвовать в процессе выработки новых ценностей, возрождения духовности.
Учитывая, что музей обладает большим потенциалом нравственно-эмоционального воздействия, большими возможностями создания образовательно-воспитательной среды учащихся, если работа по его использованию непрерывна, системна, определенна, целенаправленна, в школе №48 разработали циклы музейных дел для разных возрастных групп на базе двух музеев: «Память, память, за собою позови…( История Кировского авиаклуба)» и «Мой микрорайон» (История микрорайона школы №48).
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию учащихся на базе музейного комплекса является составной частью воспитательной системы школы и имеет следующие направления:
• образовательно-познавательная деятельность (урочная и внеурочная);
• общественно-полезная деятельность (участие школьников в сохранении памятников материальной и духовной культуры через поисковые и собирательские акции);
• учебно-исследовательская деятельность по тематике школьных музеев;
• индивидуальная работа с учащимися (подготовка на базе школьных музеев и участие в городских и областных краеведческих мероприятиях: олимпиадах, марафонах, конференциях; 
  подготовка и участие школьников в музейных мероприятиях);
• фондовая работа;
• методическая работа.


Образовательно-познавательная деятельность.

Цикл музейных дел для учащихся начальной школы «Здравствуй, музей!»:

Цели и задачи:
• создание условий для ответа на вопрос, что такое музей, для чего он создается;
• знакомство с новыми понятиями: «экспонат», «экспозиция», «экспозиция», «экскурсия», «экскурсовод», «экскурсант»;
• знакомство с отдельными музейными экспонатами, различными предметными комплексами, наконец, со всей экспозицией;
• получение знаний, необходимых для восприятия музейного языка, для освоения новой роли – роли экскурсантов, для последующего осознания предметов и явлений в их историческом значении;
• развитие познавательного интереса к истории и культуре родного края.

Цикл включает следующие формы:
  экскурсии
  тематические: «Здравствуй, музей!»
  «Что такое памятник?»
  «Улицы города рассказывают»
  обзорные: «Небо их мечты»
  «Мой микрорайон»
  экскурсия – игра: «В гостях у бабушки и дедушки»
  «Как рубашка в поле выросла»
  музейные часы: «Война и дети»
  «Оружие победы»
  «Мы этой памяти верны» (Памятники и
  памятные места г.Кирова).  
  муз.мероприятия: «Презентация картины «Воздушный бой»
  «Бенефис одного экспоната»
  конкурс рисунков «Музей глазами первоклассников».
  краеведческие игры: «Род Васнецовых»
  «Мы люди – вятские» 
   

Цикл для учащихся среднего звена «Люблю тебя, мой край 
суровый, северный»
Цикл направлен на решение целей и задач:
• формирование потребности в изучении истории своей малой Родины, ее значимости, роли в общей истории страны;
• интереса к месту и роли земляков в истории и культуре страны;
• формирование системы ценностей как средства достижения более высокого уровня духовных потребностей учащихся;
• развитие мыслительных способностей учащихся, внутренних потенциальных возможностей личности ученика.

Решение указанных целей и задач основывается на идеях:
• проблемно-развивающего обучения;
• соучастия-сотрудничества взрослого и ребенка;
• дифференцированного подхода к различным возрастным группам;
• преемственности в использовании в воспитательных целях музейной среды;
• на идее первичности «усвоения нравственных ценностей переживанием, а не логическим пониманием».

Цикл реализуется через следующие формы работы:
  экскурсии тематические: «Они для нас на свете жили, для нас горели
  их умы»:
• «Деятели культуры и искусства, похоро-
ненные на бывшем Богословском кладбище»;
• «Люди в белых халатах» (Медики, по-
хороненные на Богословском кладбище);

«Мой город на фронт провожал сыновей»
«Этот день мы приближали, как могли»
(Микрорайон школы в годы войны)
«Война закончилась, и пушки замолчали»
(Послевоенное строительство в микрорайоне школы»
«Живи и радуйся, СОРОК ВОСЬМАЯ!»
(Странички истории школы №48)
«Они учились в нашей школе».

  муз. мероприятия: «Народные промыслы земли Вятской»
  «Бенефис одного экспоната».
  «Символика земли Вятской»
  «Из одного металла льют медаль за бой,
  медаль за труд». 
  «По страницам рукописного журнала
  «История боевой награды».  
  встречи-диалоги: «Война не окончена, пока не похоронен
  последний солдат»(Встреча с поисковиком)
  «Дорогами войны»
  «Кировский тыл»
  декады боевой славы: «Битва под Москвой»
  «Блокада Ленинграда»
  «Сталинградская битва»
  «Курское сражение»
  «День Победы»
  краеведческие игры: «Мы люди – вятские»
  «Моя маленькая страна»
  «Форт «Школа №48» 
   
  композиция: «Письма твои получая…»( по архивным
  материалам-письмам из партизанского отряда
  выпускницы Кировского авиаклуба Л. Кассихиной)
  конкурс рисунков «Герб микрорайона школы».


Цикл для учащихся старшего звена «Люблю тебя,
мой край суровый, северный».

  экскурсии –уроки: «Кировчане-участники основных событий
  Великой Отечественной войны;
  «Кировский тыл-фронту»;
  цикл музейных часов: «Православная культура»:
• История православия на Вятской земле, создание Вятской епархии;
• Культовое строительство на Вятке;
• Монастыри Вятки;
• Вятские святыни;
  Первые шаги в православном храме.


Основой программы нравственно-патриотического воспитания является система постоянных занятий с одной и той же аудиторией на протяжении 10 лет учебы.

 Общественно-полезная деятельность учащихся выражается в поисковых и собирательских Акциях школьников, которые в основном проводятся в пределах микрорайона школы для более глубокого и детального изучения темы «История микрорайона школы №48», так как в школе один из музеев имеет такую направленность. Оформленные по результатам поисковой и собирательской работы материалы пополняют музейную коллекцию, включаются в экспозицию и «участвуют» в образовательно-воспитательном процессе.

Учебно-исследовательская деятельность направлена на глубокое изучение истории микрорайона школы по результатам поисковой работы, работы в архивах, краеведческом отделе библиотеки имени А.Герцена.
Реализация ее находит практическое выражение в учебно-исследовательских работах учащихся, с которыми они участвуют в городских и областных конференциях юных исследователей Вятского края.

Методическая и фондовая работа – аправления деятельности, способствующие расширению и углублению тематики мероприятий, повышению их качества; созданию условий для пополнения музейных коллекций, сохранению, своевременному учету памятников материальной и духовной культуры, составляющих музейный фонд. 

Категория: Разработки | Добавил: school48kirov (15.02.2010)
Просмотров: 2807
Поиск
Запись в школу
Мама я пришел
2015 год
с 1 Марта 2015г.
Случайное фото
Счётчик

МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова © Все права защищены. 2016г.

 Яндекс.Метрика