Размер шрифта: A A A    Картинки: Выключить Включить    Цвет сайта: Б Ч Г    Х
Наш опрос
Посетители сайта: кто они
Всего ответов: 5840
Старый сайт музея
Музейный комплекс
Файлы

Творчество педагогов и детей школы № 48 г. Кирова

Главная » Статьи » Творчество педагогов

Программа курса по выбору для 9 классов "Мир дизайна"
Курс по выбору 
«Мир дизайна»

Составила: Чудиновских И.А., зам. директора по классам углубленного изучения изобразительного искусства, преподаватель графического дизайна МОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова

Программа опубликована в сборнике: Учебно-методическое пособие. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область Искусство – М.: АПК и ПРО, 2003. (авт. Челышева Т.В.)  и рекомендована к использованию Минобрнауки.


I. Пояснительная записка.

Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия дизайнера. И перед многими учениками 9-х классов встает проблема, куда пойти учиться дальше, какой профиль выбрать, чтобы стать «дизайнером». Мы не раз сталкивались с ситуацией, когда после 9 класса ученики поступали в колледжи и лицеи на специальность «дизайн», а через некоторое время наступало разочарование в выбранном направлении, так как большую часть времени приходилось заниматься не художественным творчеством, а чертежами, математическими расчетами и т.д.
Кроме того, многие учащиеся еще не понимают, что нет «дизайнера вообще», что один человек не может быть одновременно хорошим специалистом и в проектировании автомобилей, и в визаже, и в дизайне интерьеров, и в компьютерной графике. Цель спецкурса – сориентировать выпускников, познакомить их с большим миром дизайна, помочь выбрать свое направление. После этого ученик сможет более осознанно выбрать дальнейший профиль: кто-то после 9 класса пойдет в технологический колледж, кто-то в строительное училище, кто-то в 10-й физико-математический класс для подготовки к поступлению на машиностроительные специальности в вузы, кто-то выберет профиль «информатика», кто-то – класс углубленного изучения изобразительного искусства или технологии. 
В ходе изучения спецкурса учащиеся обзорно познакомятся с такими направлениями дизайна как промышленное проектирование, графический дизайн, конструирование одежды, визаж, дизайн среды и др. 
Спецкурс предназначен для учащихся 9 классов, рассчитан на 20 учебных часов и может быть предложен в одной из учебных четвертей (например, 10 занятий по 2 часа). Занятие предполагает как обзорное рассмотрение теоретических вопросов, так и выполнение практических работ: эскизов, моделей, мини-проектов и т.п. Во время занятий можно проводить экскурсии на предприятия, в учебные заведения соответствующего профиля, показывать видеофильмы, слайды и т.д.
В качестве методического пособия можно воспользоваться книгой М.Н. Сокольниковой «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе» (гл. IV «Теоретические основы обучения дизайну»; М., Академия, 2002).

II. Учебный план

№ Наименование раздела                                                      Кол-во часов                 Форма контроля
1. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.     4                                   Тест
2. Графический дизайн.                                                           4                        Защита творческой работы
3. Промышленный дизайн.                                                        4                         Защита творческой работы
4. Дизайн среды.                                                                      5                        Защита творческой работы
5. Направления дизайна, связанные
с внешним обликом человека, его имиджем.                              3                         Защита творческой работы

III. Учебно-тематический план.

№ Наименование раздела Название темы Кол-во часов
1. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.
1.1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств. 1
1. 2. Из истории развития дизайна. 1
1.3. Направления (виды) дизайна. 1
1.4. Твой выбор (тест по профориентации) 1
2. Графический дизайн.
2.1. Графический дизайн и его направления. Графический знак. 1
2.2. Инструменты и материалы художника-графика. 1
2.3. Шрифт. 1
2.4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ) 1
3. Промышленный дизайн.
3.1. Промышленный дизайн и его направления. 1
3.2. Основы проектирования. 1
3.3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия) 2
4. Дизайн среды.
4.1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн. 1
4.2. Архитектура. 1
4.3. Дизайн интерьера. 1
 4.4. Творческая работа (коллективный мини-проект). 2
5. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем.
5.1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок. 1
5.2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров. 1
5.3. Обобщение знаний. 1
Итого - 20 часов.

Программное содержание.

1. Дизайн и его место в духовной и материальной культуре.

1.1. Особенности дизайна, его место в системе пластических искусств.

Происхождение термина «дизайн». Пластические искусства (графика, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). Место дизайна в системе пластических искусств, его взаимосвязь с другими видами искусства. Дизайн как процесс художественно-технического проектирования с учетом комплекса взаимосвязанных качеств (красоты, целесообразности, функциональности, удобства, безопасности и т.д.). 

1.2. Из истории развития дизайна.

Бурное развитие промышленного производства в 19 веке. Проблема «бесстилья и эклектики» изделий машинного производства. 2 пол. 19 века – появление движений и организаций за возрождение эстетической значимости изделий промышленности. Начало 20 века – «Германский веркбунд» (1907). «Создание культуры путем сведения вместе искусства и техники» (П. Беренс). 1920-е годы – появление центров дизайна: Баухауз (Германия), ВХУТЕМАС (СССР), дизайнерских фирм в США. Бурное развитие дизайна в 20 веке, появление различных направлений дизайна. Конец 20 века – определение цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды.

1.3. Направления (виды) дизайна.

Многообразие сфер применения дизайна. Направления дизайна: промышленный (индустриальный) дизайн, графический дизайн (график-дизайн), компьютерная графика, арт-дизайн, фитодизайн, дизайн интерьера, дизайн одежды, обуви, визаж и т.д. Составление схемы «Направления дизайна» с разработкой эмблемы каждого направления.
Возможность выделения крупных сфер дизайна:
• промышленный дизайн
• графический дизайн
• дизайн среды
• дизайн имиджа

1.4. Твой выбор (тест по профориентации)

Проведение теста по определению профессиональных склонностей. Анализ теста. Определение направлений дизайна, которые больше подходят тому или иному ученику.

2. Графический дизайн.

1. Графический дизайн и его направления. Графический знак.

Два подхода к понятию «Графический дизайн». 1) Графический дизайн (график-дизайн) как область дизайна, занимающаяся проектированием печатной продукции (книги, плакаты, афиши, визитки, товарные знаки, рекламные листы). 2) Графический дизайн как способ создания на плоскости проекта какого-либо изделия (эскизы, чертежи, технические рисунки и т.д.). Компьютерная графика. Графический знак. Отличительные особенности знака – обобщенность и условность изображения. Разработка графических знаков для школьных кабинетов.

2.2. Инструменты и материалы художника-графика.

Основные инструменты и материалы художника-графика: карандаши, кисти, перо, тушь, гуашь, акварель, рейсфедер, рапидограф, аэрограф, гелевая ручка и т.д. Некоторые правила и приемы работы с инструментами и материалами.

2.3. Шрифт.

Понятие о шрифтах. Многообразие типов шрифтов. Техники выполнения шрифтов. Выполнение шрифтовой надписи с использованием таблиц (техника и гарнитура по выбору учащегося).

4. Обобщающее занятие (выставка творческих работ). 

Представление (выставка) домашних творческих работ (по выбору учащегося: разработка эскизов товарных знаков, рекламной листовки, визитной карточки, афиши, книжной обложки и т.п.). Коллективное обсуждение и анализ работ. 


3. Промышленный дизайн.

3.1. Промышленный дизайн и его направления.

Понятие о промышленном (индустриальном дизайне). Многообразие направлений промышленного дизайна (проектирование машин и оборудования, инструментов, мебели, бытовой техники, посуды и т.д.). Понятие формообразования. Зависимость формы от функции предмета.

3.2. Основы проектирования. 

Понятие о проекте. Общее представление об этапах проектирования. Различные виды представления проектов (эскизы, чертежи, технические рисунки, макеты, модели и т.д.).

3.3. Творческая работа (коллективный мини-проект по разработке изделия).

Работа в группах по 4-6 человек. Обсуждение возможной темы проекта. Анализ существующего состояния. Выявление проблем и потребностей в усовершенствовании. Банк идей и предложений. Обсуждение и выбор наилучшего варианта. Эскизирование. Описание изделия, особенностей технологии изготовления. Представление мини-проекта.

Возможные темы мини-проекта: 
• набор посуды или разделочных досок
• набор светильников
• школьная парта
• современный стул
• мольберт


4. Дизайн среды.

4.1. Дизайн среды и его направления. Ландшафтный дизайн.

Направления дизайна среды: дизайн интерьера, дизайн экстерьера, ландшафтный дизайн, экологический дизайн. Специфика ландшафтного дизайна. Просмотр иллюстраций, слайдов, видеозаписей с примерами садово-парковой архитектуры. Эскиз оформления пришкольного участка.

4.2. Архитектура.

Дизайн и архитектура. Понятие архитектурной графики и проектной документации. Вычерчивание плана своей квартиры (школьного этажа).

4.3. Дизайн интерьера. 

Понятие дизайна интерьера. Зависимость дизайна интерьера от предназначения помещения. Роль композиции, стиля, цвета, различных материалов, освещения и др. в интерьере. Некоторые способы и приемы оформления интерьера. 

4.4. Творческая работа (коллективный мини-проект).

Разработка и представление проектов интерьера (эскизы).
Темы мини-проектов:
• Интерьер кухни в русском народном стиле
• Современная гостиная
• Интерьер классной комнаты
• Комната школьника
• Интерьер детской комнаты


5. Направления дизайна, связанные с внешним обликом человека, его имиджем.

5.1. Имидж человека и его составляющие. Визаж и дизайн причесок. 

Понятие имиджа. Роль одежды, обуви, аксессуаров, прически, макияжа в создании имиджа. Визаж, или искусство макияжа. Парикмахерское искусство.

5.2. Дизайн одежды, обуви и аксессуаров.

Моделирование и конструирование как составляющие дизайна одежды. Мода и ее влияние на внешний облик человека. Обзор творчества выдающихся дизайнеров одежды, обуви, аксессуаров. 

5.3. Обобщающее занятие.

Общий обзор пройденного материала. Выставка творческих работ учащихся. Знакомство с учебными заведениями, где можно продолжить дальнейшее обучение по выбранному направлению.

Список литературы.

1. Рунге В.Ф., Сеньковский В.В. Основы теории и методологии дизайна. – М., МЗ-Пресс, 2001.
2. Сокольникова М.Н. «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе». - М., Академия, 2002.
3. Технология. Трудовое обучение. Программы общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2000.
4. Технология. Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. Под ре. В.Д. Симоненко. – М., Вента-Граф, 2000.
5. Холмянский Л.М., Щипанов А.С. Дизайн: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1985.






 
Категория: Творчество педагогов | Добавил: school48kirov (19.09.2009)
Просмотров: 3293
Поиск по сайту
Случайное фото
Счётчик

МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова © Все права защищены. 2017г.

 Яндекс.Метрика