Размер шрифта: A A A    Картинки: Выключить Включить    Цвет сайта: Б Ч Г    Х
ЭКЖ
Электронный Классный Журнал
Меню сайта
Разделы
Разработки [45]
Сценарии внеклассных мероприятий
Творчество детей [40]
Стихи, статьи, эссе, рефераты учащихся
Творчество педагогов [28]
Статьи, методические материалы учителей школы № 48 г. Кирова.
Году учителя посвящается [4]
Наш опрос
Посетители сайта: кто они
Всего ответов: 5594
Сайт музея
Музейный комплекс
Файлы
Уважаемые родители и учащиеся! Изменился адрес официального сайта школы в сети интернет. Ждём вас по новому адресу: ШКОЛА48.ДЕТИ

Творчество педагогов и детей школы № 48 г. Кирова

Главная » Статьи » Творчество детей

Реферат "Изделия из соломки: традиции и современность" Ч. 1.


Изделия из соломки: традиции и современность

Сказочные превращения соломки.

Захватывающее впечатление производят неоглядные моря хлебов – эти гигантские золотые просторы, по которым теплый летний вечер гонит упругие волны. Стройные и упругие стебли несут тяжелые, плотные колосья или пушистые метелки с налитыми зернами хлеба.
Хлеб – одна из важнейших основ нашего благосостояния. Можно себе представить, насколько важным был хлеб в прошлом – от урожая зависела сама жизнь земледельца и его семьи. Естественно, что и солома всегда максимально использовалась в хозяйстве земледельческих народов.
Соломка – это трубчатая часть стебля злакового растения. Из нее изготовляли различную хозяйственную утварь, делали украшения для сельских и семейных праздников, художественные изделия. Сложились своеобразные приемы плетения, разнообразные формы изделий. Народные мастера использовали преимущественно ржаную соломку, отличающуюся хорошими физико-механическими свойствами. Её, как правило, сочетали с другими материалами – лыком, лозой, корнем, берестой. Из соломы делали крыши домов и хозяйственных построек. Солома не в таком ещё далёком прошлом шла на скульптурные изображения, с которыми весной встречали, а потом сжигали или отправляли по течению рек на плотиках. 
Языческие обряды давно забыты, но сохранилась традиция делать из соломы фигурки, куклы и игрушки. Как в любой народной игрушке, лепной из глины, резной из дерева, в соломенных фигурках мы сейчас ценим красоту природного материала, пластические особенности которого столь умело использовали и великолепно выявляли народные скульпторы.
Из соломы плели всевозможных размеров ёмкости для хранения зерна, корзины, делали чаруши – формы в виде мисок для выпечки хлеба. Иногда в крестьянских избах в красном углу можно было встретить подвесные украшения, необычные лёгкие объёмные конструкции из соломенных трубочек, золотистый цвет которых дополнялся яркими тонами лент и ягод. Эти подвесные украшения, как современные скульптуры - мобили, приходят в движение от малейшего движения воздуха.
  В последнее время не редкость увидеть как бы светящиеся изнутри шкатулки. Они горят золотом, переливаясь зеленоватыми, розовыми и серебристыми оттенками. Приглядевшись, можно различить на их поверхности розетки и ромбы, веточки и даже изображения Спасской башни Московского Кремля, спутников Земли, органично включенных в орнамент. На выставках самодеятельных художников всё чаще появляются панно- картины. На некоторых расцветают сказочные цветы, на глубоком тёмном фоне других несутся, распустив паруса, фрегаты и бригантины. Неповторимое своеобразие придаёт этим работам солнечный колорит изображений, набранных или инкрустированных соломкой.
Инкрустация? Но, как известно, инкрустирующий материал образует единую ровную плоскость с поверхностью вещи, а соломка находится на поверхности вещи. Уж приклеена ли она? Действительно, приклеена и всегда приклеивалась, а название заимствовано ведь зрительно очень похоже на настоящую инкрустацию.
Если взять в руки инкрустированную соломкой коробочку и рассмотреть её со всех сторон, то становится понятным столь необычный и сильный оптический эффект (рис. 51). На ней выложен хитроумный узор из кусочков самой обычной соломки, вырезанных в виде полосок и простейших геометрических фигур- ромбов, квадратов, кругов, полукружий. Поверхность соломки состоит из продольно расположенных волокон, максимально отражающих свет в одном определённом положении. Естественно, что узор, собранный из элементов, находящихся под разными углами по отношению к свету и по-разному отражающих лучи, создаёт эту неповторимую игру переливающегося световыми всплесками рисунка.
Такое декоративное свойство соломки было подмечено давно. У народов мира соломка культивируемых злаков издавна используется для художественного оформления самых различных вещей. Ещё в XVIII веке в Европе обильно оклеивали разнообразными узорами из соломки всевозможные коробочки, мелкие предметы, покрывая орнаментом все их плоскости. И в наше время инкрустацию соломкой широко используют в украшении бытовых и декоративных предметов. В Японии применяют рисовую соломку для оформления ширм – перегородок, декоративных панно из лака и дерева, а также при изготовлении игрушек и декоративной скульптуры. В Польше, Чехословакии, арабских странах делают панно-картины, используя пшеничную и ржаную соломку. В нашей стране, в Горьковской, Калининской и Кировской областях, золотистой ржаной соломкой украшали самые разнообразные предметы- прялки, ларцы и шкатулки, рамки и всевозможные детские игрушки- коней, игрушечную мебель, погремушки. В Белоруссии соломку окрашивают анилиновымии красителями, что придаёт орнаменту на коробках яркость и многоцветность. Водном случае соломка полостью закрывает поверхность предмета, как в кировских и белорусских шкатулках, в другом - плоскости ограничены контуром изображения, например корабля или цветка в панно. Соломка превращает простой материал, древесину или фанеру, из которых сделана вещь, в сказочный, неведомый, сравнимый по получаемому эффекту только с перламутром. 
Нередко тонкие линии светлой соломки на тёмном фоне обрисовывают какое-либо изображение. В таком случае неплохо получаются прямоугольные формы памятников архитектуры, городские пейзажи.
В последние годы инкрустация соломкой получает всё более широкое распространение благодаря доступности и простоте обработки, а также его большим декоративным достоинствам. Происходит подчинение техники художественным задачам. И как следствие появляются новые способы её использования. Например, кировские мастера открыли и стали применять новый декоративный приём, сочетая в оформлении матрёшек многоцветную роспись анилиновыми красками с последующей инкрустацией мелкими элементами из соломки (рис. 52). 
Соломка - очень интересный материал, раскрывающий большие возможности каждому, кто захочет с ней работать. Чтобы сделать правильный выбор, следует предварительно ознакомиться с основными способами ее обработки: изготовлением скульптуры, разными видами плетения, сшиванием из плетешков утилитарных объемных вещей и, конечно, с инкрустацией.
Инструменты и оборудование.

Для заготовки соломки применяется серп.
При изготовлении художественных изделий используют:
 острые ножницы для нарезки соломин и отсекания плотных участков стеблей, узелков, а также для подравнивания концов в готовых изделиях;
 деревянный молоток типа киянки для уплотнения сырых косичек;
 утюг для выравнивания плоских готовых изделий;
 штопальные иглы и наперсток для сшивания плетешков;
 плоскогубцы для протаскивания иглы сквозь плотные участки плетения.
Применяемые в инкрустации инструменты – резак и чеканы – легко изготовить самому. Резак делают издательство старого ножовочного полотна, чеканы – издательство стальных трубок небольшого диаметра (внутренний диаметр – 2-6 мм). Торец ножовки срезается под углом 60-70о и затачивается с обеих сторон. Тыльную часть полотна обматывают лентой или, что более удобно для работы, насаживают на деревянную рукоять. Можно рекомендовать также нож – косяк, который применяют для геометрической резьбы по дереву.
Для сшивания плетешков применяются универсальные швейные машины 22-го класса, а также специализированные машины 45-го и 245-го классов. В условиях кружка можно использовать и ручные швейные машины.
Обрабатывают сырье и изготавливают вещи на обычных рабочих столах (70 х 110 х 60 см) или стеллажах (250 х 100 см).
Для отбеливания, крашения, промывки соломки в небольшой мастерской применяют эмалированные или алюминиевые емкости (20 х 50 х 30 см). Для замачивания соломки используют эмалированные или пластмассовые лотки (10 х 30 х 60 см).  
Виды сырья.

В нашей стране произрастает значительное число культурных и дикорастущих злаков: рожь, пшеница, овес, рис, ячмень, мятлик, вейник, тимофеевка и пр. Для плетения художественных изделий наиболее пригодна ржаная соломка. У нее ровный стебель с длинными междоузлиями (верхнее колено – до 50 см), небольшой сбежистостью (уменьшением толщины стебля по всей его длине). Она отличается прочностью при относительно тонких стенках. При размачивании становится пластичной, по высыхании хорошо сохраняет приданную ей форму. Золотистая окраска имеет большую гамму оттенков – от серебристо-зеленого до густо-желтого и красноватого. Ржаная соломка хорошо окрашивается анилиновыми красителями. Применяется во всех видах плетения, а также в инкрустации.
Пшеничная соломка отличается мягкостью и меньшей прочностью, используется для более тонких работ, для изготовления мелких узорных плетешков (шириной до 5 мм).
Из отечественных злаков самая мягкая соломка у овса. Его стебель короткий, с сильной сбежистью, толстыми стенками. Поверхность – с блеском, интенсивно теплого цвета.
Рисовая соломка известна своей прочностью, имеет длинные малосбежистые стебли, она пластична после замачивания. Используется для плетения плоских плетешков шириной 5-6 мм, а также в изготовлении декоративной скульптуры.
Соломка дикорастущих злаков (мятлик, тимофеевка, вейник, низкорослые разновидности тростника). Верхние колена достигают значительной длины (50-70 см), прочные, толстостенные, но недостаточно гибкие после замачивания. Могут применяться в отдельных видах плетения (спиральном, плоских плетешках).
Соломка в зависимости от условий произрастания растения, времени ее сбора и особенностей хранения приобретает тот или иной цвет. Если растение росло в тени, то его соломка красновато-фиолетового цвета. Соломка, перезимовавшая в стогу, становится коричневой. Мягкие и упругие ржаные стебли, срезанные в период молочно-восковой спелости зерна, имеют приятный зеленоватый цвет. Цветовая гамма соломки, поэтому достаточно велика, в ней насчитывают более 90 оттенков.



Обработка сырья.

Заготовку соломки (вручную сернами) ведут перед массовой косовицей хлебов в июле – августе месяце. Сжатый хлеб связывается в снопы. После 1-3-дневной просушки снопы аккуратно оббиваются для удаления зерна. Хранят связанную в снопы соломку в затененном, не отапливаемом помещении. Собранное зерно сдается сельскохозяйственной организации, разрешившей кружковцам заготавливать соломку.
Подготовка соломки. Со стеблей срезают колоски и листья. У соломки, идущей на изготовление плетешков и на инкрустацию, удаляют узлы, утолщения между коленами. Затем сортируют соломку по длине, толщине и цвету. Для работы пригодны два верхние колена. Рассортированную соломку хранят в снопиках толщиной 10-15 см, длиной 50 см в сухом затененном месте.
Соломку, собранную после обмолота зерна, применяют редко, так как она помята и после обработки становится ломкой и хрупкой. Вместе с тем у нее по-своему красивый неповторимо-золотой цвет, который дает дополнительные возможности художнику. Обычно для получения равномерного золотистого цвета соломку раскладывают на солнце и выдерживают от нескольких часов до 2-3 дней.
Отбеливание соломки. Чтобы получить соломку серебристо-белого цвета, которую применяют кировчане, ее отбеливают каким-нибудь отбеливателем. Наиболее безопасны в работе слабые растворы перекиси водорода (10-процентного) и питьевой соды (5-процентного). Развязанный снопик опускают в плоскую ванночку и придавливают небольшим гнетом или деревянными распорками, для того чтобы соломка в течение 2-6 часов в зависимости от концентрации раствора и требуемой степени отбеливания. Можно рекомендовать два, из которых выбирают более соответствующий условиям работы каждого кружка. По первому способу соломку загружают в смесь 10-процентного раствора перекиси водорода и 2-процентного силиката натрия, нагретую до 60о; выдерживают в ней в течение 2 часов при температуре 100о. Отбеленную соломку промывают горячей (50-60о) проточной водой в течение 10 минут, а затем, уложенную ровным слоем на листах бумаги или газетах, просушивают в течение 2 часов при температуре 18-23о.
По второму способу, занимающему большее количество времени, соломку, предварительно распаренную в горячей воде, закладывают в посуду, а затем уже заливают 10-процентным раствором перекиси водорода и выдерживают в течение 4-6 часов. После отбеливания соломку тщательно промывают проточной водой или в нескольких сменах воды. Для того чтобы отбеленная соломка стала более пластичной и мягкой, ее следует замочить на 1,5-2 часа в 2-процентном растворе аммиака. Имеющийся в продаже нашатырный спирт (аммиачная вода) 25-прцентной концентрации разводят в воде с соблюдением необходимых предосторожностей (1 весовая часть на 12 весовых частей воды). После замачивания соломку промывают проточной водой. Приготовленные растворы перекиси водорода и аммиака можно использовать в работе не более двух раз.
Можно, конечно, отбелить всю собранную соломку, но лучше часть оставить естественного цвета. Это расширяет цветовую палитру, позволяет использовать зеленые, сиреневые и золотистые тона.
Окрашивание соломки. Если хотят получить цветную соломку, то ее окрашивают анилиновыми красителями, основными или активными.
Растворы основных красителей готовят из расчета 1 г красителя на 1 л воды с добавлением 2 г уксусной кислоты и 1 г поваренной соли. Раствор нагревают до кипения и погружают в него отбеленную соломку. Прокипятив раствор в течение 5 минут, соломку промывают в проточной воде и сушат в течение 24 часов при температуре 18-23о. Применяются следующие марки основных красителей: аурамин-паста, фиолетовый К, синий К, бирюзовый, желтый, родамин Ж, родамин С.
 2- процентные растворы активных красителей приготавливают в воде (70о) с добавлением 0,5 процентной соли или соды. Крашение проводят в течение 1 часа при температуре 100о. Затем соломку промывают в проточной воде и сушат в течение 24 часов при комнатной температуре. Соломка приобретает равномерную окраску ярких, насыщенных цветов. Применяются следующие марки активных красителей: золотисто-жёлтый КХ, ярко-жёлтый 53 Х, ярко-красный 5 СХ, фиолетовый 4 К, ярко-голубой КХ. 
Высушенную окрашенную соломку хранят в отдельных снопиках - красную, зелёную, оранжевую, синюю и т. д.
Изготовление полосок. Для инкрустации применяют соломку, разрезанную на полоски и выглаженную. Соломку, пропаренную в течение нескольких минут в горячей воде (60-80о) или размоченную в холодной воде расщепляют вдоль при помощи резака. Затем с внутренней стороны её проглаживают горячим утюгом (электроутюг можно поставить на «хлопок», т. е. Температуру не выше 120о) и, наконец, немного соскабливая резаком с внутренней стороны, после чего соломка сама свивается в кольца диаметром 15-20 см. Хранят приготовленные для работы полоски, свернув их вместе по нескольку десятков колец одного цвета. 
Таким образов, у кружковцев всегда должна быть неразрезанная соломка как в обычных снопах с оббитыми от зерна колосьями. Так и подготовленная, нарезанная на отрезки 40-50 см в снопиках (крашенная в разные цвета, отбеленная и естественного цвета), а также разглаженная на полоски кольцах (тоже окрашенная, отбеленная и естественного цвета).
 
Плетение.

Издательство плетеной соломки можно изготовить много красивых и необходимых вещей, отличающихся завидной долговечностью: шкатулки и подставки для горячего, короба и блюда, декоративные панно и милые безделушки – сувениры.
Если в простейших техниках плетения, такой, например, как спиральная, плетение и изготовление самой вещи неразрывно связаны, то при изготовлении изделий издательство прошивной соломки работа разделяется на два этапа – подготовку плетешков и плетеных деталей и собственно изготовление или монтировку вещи. В этом разделе будет рассказано о наиболее простой и древней технике плетения, а также о плетении деталей и всевозможных плетешков, которые используются в изготовлении предметов. 

Куклы.

Кукла из соломы известна с давних времен. Еще крепостные крестьяне устраивали себе кукольные представления из ярких обмотанных, веселых и легких, как ветерок, движущихся соломенных матрешек. Эта кукла так же стара, как знаменитый петрушка – основоположник нынешнего кукольного театра.
Почти у всех славянских народов, занимающихся земледелием, существует по-своему оформленная соломенная кукла и различные другие соломенные игрушки.
Наша русская соломенная кукла интересна главным образом тем, что она подвижна. Если поставить готовую куклу на крышку фанерной табуретки или на легкий стул и постукивать вокруг нее кулаком, кукла будет плавно кружиться, как в танце «Лебедушка». Поставив в ряд три – четыре такие куклы либо составив небольшой хоровод из них, можно показать интересные пляски «Лебедушки», где куклы будут то кружиться, то подскакивать, то плавно двигаться в ту или иную сторону.
В нашей стране декоративную скульптуру и игрушки из соломки делают народные мастера России, Украины, но более известны работы белорусских мастеров. В изготовлении скульптуры из соломки у мастеров разных республик и областей сложились своеобразные приемы. Вместе с тем в них заложено много общего, что определяется возможностями самого материала. Наиболее простые приемы, выверенные поколениями мастеров, настолько отработаны, что им легко может научиться каждый.
Для изготовления соломенной скульптуры применяют верхнюю, более тонкую и длинную часть стебля ржаной соломки. В тех случаях, когда делают крупные скульптурные изображения, используют стебель целиком. При изготовлении фигурок, помимо ножа, понадобятся ножницы (для обрезания связанных пучков), иголка. Из подсобных материалов следует запастись паклей для изготовления прически кукол, нитками ярких тонов из шерсти, льна, хлопка, а для изготовления костюмов – лоскутками разноцветных или пестро окрашенных тканей.
Чтобы соломка хорошо сгибалась, ее замачивают в воде. Плести следует плотно, отдельные пучки необходимо прочно связывать, так как при высыхании соломка садится и плетение ослабевает.
Во многом эта работа похожа на изготовление кукол из мочала, но есть и различия. Хорошо размоченную солому второго и третьего сорта одинаковой длины, стряхнув от воды, собирают пучком. Пучок не должен быть толще 2-3 см, как показано на рисунке 28, а. Ширина соломки может быть разная, но не самая тонкая. Взяв весь пучок в обе руки, его сгибают в центре и перевязывают крепкой ниткой, образуя голову и шею. Затем отделяют по небольшому одинаковому пучку с обеих сторон на руки и обматывают их цветными нитками (мулине, шёлком или шерстью). Можно перевязывать нитками отдельные пучки у запястья, локтя и плеча. Затем сгибают руки в локтях и подсовывают их между соломинами в середине туловища, плотно завязывая талию крепкой ниткой. Для устойчивости у женской фигурки туловище делается без ног, как бы в длинной юбке. Надо, чтобы нижняя часть –юбка - была длиннее верхней части туловища и головы. Если окружность юбки снизу мала, можно подсунуть дополнительные соломинки поглубже за талию. Дальнейшее оформление куклы заключается в подвязывании ей платочка на голову и фартука у талии. И платочек, и фартук должны быть из очень лёгкой ткани, чтобы они не утяжеляли всей фигуры. Верхний край фартука можно насборить на нитку и завязать выше соприкосновения рук с талией. Разрисовывать лицо не обязательно. 
Таким же путём делают соломенные куклы народы других стран. Например, показанная на рисунке 3а, кукла Чехословакии имеет тот же остов, только не перетянута в талии. Руки свободно торчат в стороны и к одной из них приделана легкая соломенная метла. Платочек с головы спущен на грудь и завязан крест-накрест на спине. На руках только перевязочки-пояски. Кукла эта при постукивании также легко движется и кружится.
Польские куклы совсем иные. Голову в большинстве случаев делают из желудя или каштана, надевая их на одну из соломинок. Руки приставляются к талии в виде пучка, перевязанного цветной шерстью. На груди крест-накрест укладывают обмотку из разноцветной шерсти, а на голову укрепляют шляпку из плетеной соломки (рис. 3б). Очень часто вместо шляпки из соломы приделывают две косы с бантиками.
  
  
Шляпы и сумочки.

В вятской крестьянской губернии поля начинались сразу за околицей деревни – шумели под ветром, клонились в грозу до земли выспевающие рожь и пшеница – главная надежда землепашца. После обмолота оставались золотистые копны соломы и тоже шли в дело: на корм, на подстилку скоту, матрасы набить, в небогатых семьях – на крышу хозяйственной постройки да для масленичного веселья – смастерить большое соломенное чучело и сжечь его как прошлогодь в этот языческий праздник. Приветствуя весеннее солнце.
Как постоянный поделочный материал соломку на Вятке стали употреблять в XIX веке.
В 1871 г. на заседании комиссии, учрежденной при Вятском губернском статистическом комитете по содействию Московской Политехнической выставки, было предложен приобрести «образцы корзинок и шляп, сплетенных их соломы. Обратиться в Унинской волостное правление». Значит, здесь уже плелись изделия из соломы не от случая к случаю и не только на собственные нужды. А работал мастер профессионально. Это предположение подтвердили строчки в «Памятной книжке Вятской губернии» за 1873 г. То есть через два года после первого письменного упоминания: «Плетением корзин и шляп из соломы занимается один человек в Унинской волости в Глазовском уезде, вырабатывая до 50 шляп по 30 коп. и 30 корзинок по 40 копеек каждая».
Имя этого первого искусного кустаря по соломке история не сохранила. Как и многих других.
Надо сказать, что простолюдины-крестьяне и мещане носили в то время и шляпы из войлока, которые делали во многих уездах, там. Где было валяльное производство. Но в летнее время соломенная шляпа была незаменима. Особенно для мужчин. Значит, востребована. И последующие, пусть редкие публикации. Убеждают в том, что промысел этот расширял географию.
«Вятские губернские ведомости» в 1889 г. перепечатывают заметку из «Волжского вестника», касающуюся нашего Слободского уезда: «…здесь кустари в основном занимаются выделкой посуды и мебели. «Новинку», в смысле развития кустарной промышленности, представляет северо-западная Георгиевская волость, отстающая от города в 26 верстах. В этой волости с 1888 г. появился новый промысел – выделка соломенных шляп. Этим ремеслом занимаются, главным образом, крестьянские мальчики, лет двенадцати-тринадцати, тем более что первым распространителем этого искусства оказался крестьянский мальчик села Шестакова Иван Елькин, который выучился ему у волостного писаря Олькова, а последний вынес шляпное ремесло из Орловского уезда, где этот промысел существует уже давно. Таким образом, благодаря «новому» кустарно-шляпное искусство скоро понравилось и другим мальчикам, которых в настоящее время насчитывается до 20 человек. За время занятий Елькина – им сплетено и продано до 200 шляп.
Шляпы плетутся из обыкновенной белой соломы. Они продаются Елькиным от 15 до 30 копеек, смотря по тому, из какой соломы сплетена шляпа: из мелкой – по 30 копеек, из крупной – 15-20 копеек. Конечно, в этом случае следует отдать предпочтение шляпе, сплетенной из мелкой соломы, так как такая шляпа имеет более или менее изящный вид. Поэтому не редкость составляет видеть такие шляпы не только на мужике, но и на обывателе нашего города, но особенно охотно покупаются они крестьянами».
Слободские шляпники неплохо поставили дело. В 1890 г. четыре кустаря: Елькин Иван Лукич, Елькин Василий Иванович, Козлов Терентий Кириллович и Князев Кузьма Тимофеевич выставляют свои изделия на Казанской выставке.
Следующее письменное свидетельство появляется в 1894 г. Оно принадлежит заведующему кустарным складом Вятского земства М. П. Бородину, где тот сетует, что «плетение из соломки малоизвестно крестьянскому населению Вятской губернии». И далее: «До сих пор умели плести всего 2-3 человека, живущие в Котельническом и Слободском уездах, но их изделия грубы. В виду этого в Вятскую губернию приезжают весной иногородние торговцы шляпами, хотя такие шляпы легко могли бы делать сами». 
Как видно из этой же статьи, шляпы, сумочки и корзиночки из соломки завозились из Самарской и Саратовской губерний, где этот промысел уже широко распространился, и была отработана технология. И потому Вятское земство в 1899 г. открывает при кустарном музее и складе наряду с ткацкой и берестяной мастерскими соломенную мастерскую, тоже бесплатную, для всех желающих.
Кто же возглавил соломенную мастерскую? Это был местный вятский мастер, вернее мастерица. И. П. Селивановский в «Памятной книжке Вятской губернии» за 1894 г. сообщает, что в Орловском уезде промысел ввела учительница В. Г. Кудрявцева и далее: «признавая полезным распространение среди населения дешевых соломенных шляп, в июне месяце в музей была приглашена мастерица этого промысла Мария Савиных (ее ученица), которая и стала обучать желающих плетению издательство соломы шляп и сумок. К настоящему времени обучились этому нехитрому промыслу многие учительницы и крестьянки». «Для усовершенствования ремесла Вятское земство за свой счет посылало несколько мастеров в Бурашово и Самару. Так, сама Мария Савиных была отправлена в одну издательство немецких колоний Самарской губернии». Это сообщение дает нам право думать, что основу соломенного плетения заложили поволжские немцы.
Цикл обучения в вятской земской мастерской длился всего месяц, так что за год прошло обучение достаточно много лиц. Бородин пишет: «Пожелаем, чтобы на этот обратили внимание сельские учительницы, так как этот труд «подходящий для подростков». Изделия всегда найдут сбыт на месте, особенно шляпы и картузы».И добавляет: «Большого заработка этот промысел не дает, но на хлеб заработать можно». 
Для большей убедительности автор описывает технологию соломенного ремесла: «Для плетения берут обыкновенную зрелую ржаную или пшеничную солому, вырезают издательство нее ножницами по суставам ровные и гладкие части, затем кладут их в корыто с содою для мочения, чтобы солома была мягкая и не ломалась, и начинают плести плетень издательство четырех, пяти, шести, семи и более соломинок. Когда «плетень» готов, то издательство него шьют «тулейку» шляпы, прошивая один край плетня поверх другого края простыми белыми нитками. Чтобы придать лучший вид шляпе, ее затем гладят горячим утюгом на особом деревянном болване, смочив для этого какой-нибудь клейкой жидкостью (крахмалом). Вот и все производство. Не более труда составляет плетение разных сумочек и кошельков, которые издательство готовых «плетней» плетутся, как рогожки или же сшиваются, как шляпы. Сумочки и шляпы плетутся разного вида, и от той или другой формы зависит красота и цена товара».
Похоже, усилия земства не пропали даром. Начиная с 1896 г. изделия соломенной мастерской ( шляпы и сумочки) вносятся в прейскурант Вятского склада и экспонируются на выставке. И хотя не зафиксировано пока какого-то одного центра по обработке соломки, но, бесспорно, это ремесло через мастерскую получило широкое распространение, иначе, зачем было бы заместителю редактора «Вятской газеты» члену губернской управы В. Ключареву в 1901 г. проявлять заботу и печатать новые рекомендации, но уже по отделке соломенных изделий. Мастерам советовали отбеливать соломенные изделия: предварительно вымыв их щеткой, подвешивать в жбане, положив туда подожженную серу. Так, окуривая серой, и отбеливались вятские шляпы. Затем рекомендовали покрывать их лаком (рецепт которого давался), чтобы они «имели красивую блестящую поверхность».
Изделия из соломки не только совершенствуются качественно, расширяется и ассортимент. Указатель экспонатов Вятского кустарного отдела на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге в 1902 г. перечисляет изделия соломенной мастерской: «Сумки конусные, ридикюли с материей, веера соломенные, побрякушки, шляпы дамские черные, детские пестрые». Как видим, в начале века соломку уже научились красить.
А М. Н. Шатров, пропагандист народных промыслов и сам замечательный мастер, даже выпустил брошюру «Как и что делается из соломки». Шел 1919 год. Тяжелый, голодный. И потому снова старались научить детей еще в школе какому-то рукоделию, чтобы они смогли, как можно раньше обеспечивать себя. И вот Шатров пишет, что «среди переплетных работ, работ из бумаги и папье-маше, гипса, лепки из глины, работы из бересты, древесной коры и мха, работы по дереву и металлу – на первом месте плетение из соломы». Видимо, он имеет в виду доступность и дешевизну материала, попросту техники плетения, отсутствие вредных условий труда – то, что мы сейчас называем экологически чистыми условиями.
Скрупулезно описывая технологию этого промысла, автор дает нам возможность увидеть, как за этот достаточно большой срок (18 лет) она совершенствовалась. Значит, можно представить, насколько совершеннее и изящнее стали за это время соломенные изделия в Вятке.
Весь процесс разделен на восемь четких операций:
1. Обрезка и сортировка по толщине соломок.
2. Отбеливание серой (но уже не изделия, а соломы!).
3. Прессование соломы, «чтобы у плетешков края выходили ровными».
4. Плетение лент: слегка смочить солому и пальцы и изредка их салить. Ленты бывают узкие (из 3-9 концов) и широкие (с 12 до 21 конца). Далее дается подробное описание самого процесса плетения.
5. Готовые ленты – «плетни» - пропускаются между вальками пресса и получаются плоскими, гладкими, блестящими.
6. Лапти плетутся по болванкам, так называемым «деревцам». Точно так же и для соломенных изделий нужны болванки. Для сумок одни, для шляп – тулеечные, по размерам.
7. Для сшивания лент берется средней толщины игла и нитки, подсвеченные воском под цвет соломки. Работа начинается с макушки шляпы, сшиваются ряд за рядом, пригибая «плетень» при спуске с макушки и в переходе на поля.
8. Прежде чем утюжить шляпу, ее проклеивают раствором желатина. Затем, прикрыв куском полотна, утюжат: «шляпа на болванке выправляется, выравнивается, просыхает, крепнет и принимает блестящий и изящный вид».
«Соломку, как ситец, сукно и дерево, можно красить в разные цвета». М. Н. Шатров детально описывает и этот процесс. Разводят в воде мыло, подогревают, соломку опускают в воду в решете и кипятят полтора часа. Затем сушат. После разводят в воде (речной или дождевой) анилиновую краску и также в решете соломку опускают в раствор, вынимая время от времени – посмотреть, достаточно ли она окрасилась. Снова сушат.
Здесь же дан перечень ходовых цветов: светло-красный, розовый, темно-красный, светло-фиолетовый, темно-фиолетовый, красно-фиолетовый, небесно-синий, желтый, светло-зеленый, темно-зеленый, серый.
Многообразие цветов говорит о том, что в начале у нас не только мужские шляпы и картузы, но и яркие, привлекательные соломенные шляпки, сумочки, корзиночки стали уже частью детского и женского гардероба вятчан. Достаточно обыденным и привычным. Но переменчивая мода и наступление одежды фабричного изготовления постепенно вытесняет эти изделия с вятского рынка. Правда, в 1948 г., описывая вятские промыслы, А. И. Деньшин еще уделит этому виду несколько строчек: «Солома окрашивается в разные яркие цвета и детские сумочки, расцвеченные в две-три краски, получают вид игрушки».
В конце 80-х - начале 90-х годов Кировское производственное объединение «Умелец» сделает попытку вернуться к плетению дамских сумочек и шляп из соломки. По другой технологии. Без окраски, сохраняя золотистый, естественный цвет соломки. Но попытка останется пока попыткой. В конце 1990-х годов ХХ века разнообразные соломенные шляпки и сумочки начнет создавать для себя и друзей кировчанка Л. В. Сметанина. Стоит надеяться, 
Что и для этого вида ремесла наступит свой час.

  Шкатулки.

История плетеных из ржаной соломки шкатулок начинается только в ХХ веке. Адрес зарождения этого промысла на Вятке – село Камешница Оричевского района. Долгое время здесь была мастером Валентина Григорьевна Бояринцева, научившаяся этому ремеслу еще в детстве. В 1978 г. она рассказывала корреспонденту районной газеты: «От своих родителей я слышала, что плести шкатулки научил селянин вернувшийся с Первой мировой войны солдат. А он выучился у кого-то из фронтовых друзей. С тех пор и стали заниматься этим делом. Разные формы изделий – это плод коллективного творчества. Кто-нибудь придумает форму – все повторяют. Так, выделилась среди нас старая мастерица (по ее образцам работали) Тамара Ивановна Кротова. У нее была большая фантазия. Она делала не только шкатулки, но и разные фигурки».
  Это новое вятское ремесло (специалисты считают - основа его белорусская) зародилось в трудное время: после войны 1914 года и накануне великих потрясений, когда и устоявшиеся промыслы пошли на спад. Потому и существовало оно не распространяясь, а как некоторое частное подспорье для базарной торговли. Но, похоже, и этим малым копейкам были рады крестьяне. Поскольку постепенно этот промысел обратил к себе не только женщин Камешницы, но и соседних деревень Шиховы и Коноваловщина. Конечно же, традиционно в свободное зимнее время. Ведь главное сырьё - ржаную соломку - покупать не надо было, хватало своей.
  Только в 1940 г. в Камешнице всё же была организована художественно-промысловая артель «Самолёт», её первым мастером назначили А.А.Москвитинову. Из рук в руки, от поколения к поколению передавалось и здесь несложное, но кропотливое это мастерство. В 1959 г. «Кировская правда» дважды напишет о Камешницкой артели, о её новом изделии- сундучке из соломки. В следующем году камешницкие шкатулки отправят на республиканскую выставку. Постепенно этот своеобразный промысел завоевал пространство.
Но прежде чем рассказать о новом этапе – широком укоренении этого ремесла – поговорим о самой шкатулке.
В ее изготовлении применяется комбинированная техника. Основа, главная деталь все тот же плетешок, что и в шляпе. Но только не плоский, не прессованный, а круглый. Соломку также заготавливали, и долгое время отбеливали все тем же дедовским способом в бочке, поджигая серу горючую или красили анилиновыми красками в зеленый, синий, фиолетовый цвета. Сочетали в изделиях и отбеленную и крашенную соломку. Наверное, эта традиция – красить поделочную соломку – пришла в Камешницу от вятских соломенных шляп и сумочек, которые делались цветными в первой трети ХХ века. 
На шкатулку плетется плетешок двух объемов: потолще – для контура и потоньше – для накладного запора-петельки и перемычек. Вторая важная деталь – плетение ромбов и четырех-, шестиугольников, чуть выпуклых посередине. На крестовину для них обычно берется проволочка, чтобы проще было закреплять их на шкатулке.
Требуется и еще один важный материал – клееная фанера. Из нее изготавливается каркас шкатулки. Его оклеивают снаружи цветной бумагой (раньше, как правило, обоями). В местах крепления плетеных деталей на каркасе сверлят сквозные отверстия и при помощи проволоки и ниток монтируют квадраты, ромбы, шестиугольники по бокам и на крышке шкатулки, а затем окантовывают их плетешками разной толщины. И в завершение шкатулка оклеивается бумагой изнутри. Сейчас в тех изделиях, где соломка покрывает всю поверхность, бумага употребляется под цвет ей – желтая, светло-коричневая. А там, где между квадратами нарочито оставлено пространство, обычно идет фоном контрастная – синяя, темно-вишневая, зеленая. Тогда ребристо-извивающийся рисунок плетешка и преломляющая поверхность квадратов выглядит еще наряднее, создавая иллюзию чеканных деталей из благородного металла.
Но вернемся к истории промысла. С ликвидацией промысловой кооперации в 1960 г. камешницкие мастерицы вошли в состав надомного цеха Кировской фабрики художественных изделий. Для сравнительно малоизвестной плетеной шкатулки начались новые времена. Главный художник фабрики Б. А. Кузнецов и пришедшая после него Е. А. Окишева решили качественно изменить технологию производства. Полуфабрикат каркаса шкатулок стали делать в деревообрабатывающем цехе в Кирове, соломку теперь отбеливали новым способом – перекисью водорода с нашатырем, перестали красить соломку, пеструю обклеенную бумагу заменили на однотонную, выявив, таким образом, естественную природную красоту материала – теплый золотистый цвет. Шкатулка преобразилась. Изделия стали пользоваться более широким спросом.

Продолжение см. на наш

Категория: Творчество детей | Добавил: school48kirov (19.12.2009)
Просмотров: 10095
Поиск
Запись в школу
Мама я пришел
2015 год
с 1 Марта 2015г.
Случайное фото
Счётчик

МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова © Все права защищены. 2016г.

 Яндекс.Метрика