Размер шрифта: A A A    Картинки: Выключить Включить    Цвет сайта: Б Ч Г    Х
ЭКЖ
Электронный Классный Журнал
Меню сайта
Наш опрос
Посетители сайта: кто они
Всего ответов: 5584
Сайт музея
Музейный комплекс
Файлы
Уважаемые родители и учащиеся! Изменился адрес официального сайта школы в сети интернет. Ждём вас по новому адресу: ШКОЛА48.ДЕТИ

Сведения об образовательной организации

Главная » Файлы » Воспитательная работа » Музеи

Воспитательное мероприятие "Письма твои получая" (о ВОВ)
29.02.2012, 16:57
Муниципальное образовательное учреждение средняя образовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №48 г. Кирова.
Композиция «Письма твои получая….»
(Составлена на основе архивных материалов – писем из партизанского отряда кировчанки Л.П.Кассихиной)

Рассчитана на учащихся 6-8-х классов.

Композицию представляют учащиеся.
Автор – Ефремкина Светлана Сергеевна – старшая вожатая, руководитель музеев школы №48 г.Кирова.

г.Киров,2001 г.
Цели: 
• сформировать интерес учащихся к партизанскому движению - одному из видов участия граждан в защите и освобождении Родины от врагов;
• способствовать созданию условий для формирования у учащихся правильного понимания человеческих ценностей: «долг», «подвиг», «величие духа русского человека»;
• способствовать формированию образно-чувственного восприятия военных событий, способности сопереживать делам, поступкам конкретных людей;
• через непосредственное участие детей в проведении композиции способствовать творческой самореализации личности учащегося;

Задачи:
• следуя принципам постепенного, непрерывного и целенаправленного сотрудничества в течение 10 лет музея и учащихся, использовать для раскрытия роли партизанского движения в годы войны и участия в нем земляков такие документальные источники как письма (архивные материалы);


Тип занятия – документальная литературно-музыкальная композиция.

Средства – письма разведчицы Лидии Петровны Кассихиной из партизанского отряда; фонограмма: дополнительное художественное оформление композиции.


   
Содержание композиции.

Оформление места проведения композиции:
слева –изображение шалаша из веток( рисунок), перед ним – парашютный ранец, на стене – изображение леса (рисунок); 
 в центре (на стене) портрет Л.П.Кассихиной, вокруг увеличенные ксерокопии послевоенных писем партизанки учащимся школы №48; 
справа – стол, стул, на двери – почтовый ящик (рисунок), на столе – бумага, чернильница, ручка и портрет Л.П.Кассихиной.

Звучит песня «Синий платочек» (громко на словах: «Письма твои получая, слышу я голос живой»).
ВЕДУЩИЙ: (в руках письма-треугольники; музыка стихает):
  Мне эти письма не дают покоя, 
  Ведь достоверней документов нет. 
  (Точнее только кадры кинохроник)
  Свидетели живые, очевидцы,
  Молчавшие так много лет подряд. (К.Ваншенкин).

Среди них письма партизанки Лидии Петровны Кассихиной, кировчанки, окончившей перед Великой Отечественной войной Кировский аэроклуб (показывает на портрет Л.П.Кассихиной). Письма она писала в Киров своей подруге прямо с места событий, из партизанского отряда.
  Партизаны. Они – радисты, подрывники, разведчики, находясь не в действующей армии, не на поле битвы, а за линией фронта, на территории, занятой врагом, в окружении врага, наносили немцам тоже очень сокрушительные удары. Они собирали сведения о немецких войсках, о строительстве немцами оборонительных сооружений, передавали эти сведения нашему командованию. Они взрывали немецкие штабы, пускали на воздух немецкие составы, уничтожая технику врага, его живую силу.
  Леса, поля и перелески
  Для фрицев были гиблые места, 
  Совсем не зря эсесовские волки
  Шарахались от каждого куста.
(Уходит. Звучит песня «Шумел сурово Брянский лес»).
 
1 ДЕВУШКА: (выходит на первых звуках мелодии, прислушивается, на фоне музыки проговаривает слова песни):
  Шумел сурово Брянский лес, 
  Спускались синие туманы,
  И сосны слышали окрест, 
  Как шли на битву партизаны.
  И грозной ночью на врагов,
  На штаб фашистский налетели, 
  И пули звонко меж стволов
  В дубравах брянских засвистели.
  В лесах врагам спасенья нет-
  Летят советские гранаты, 
  И командир кричит им вслед:
  «Громи захватчиков, ребята!»
(Подходит к столу, берет со стола портрет Л.П.Кассихиной. музыка стихает):
Когда я слышу эту песню, всегда думаю об этой девушке (показывает на портрет). «Эта песня и о тебе, Лида!».Эта песня, ребята, о партизанке, разведчице, нашей землячке Лидии Петровне Кассихиной).
  Борьба партизан с фашистами за линией фронта требовала не только большого мужества, моральной силы, физической выносливости, но также находчивости, инициативы. Нужно было владеть приемами индивидуальной схватки с врагом.
Трудности эти не пугали партизан, среди которых было много молодежи, в том числе кировчан, наших земляков. Молодые кировчане действовали согласно поговорке «вятские – парни хватские», с одним лишь уточнением: не только парни были « хватскими», но и девушки.
  Вот послушайте отрывок из интересного документа военных лет. Это боевая характеристика на заместителя командира партизанской по разведке Кассихину Лидию Петровну: «Тов. Кассихина является одной из лучших разведчиц, легко ориентирующейся в любой сложной обстановке…Смелый, мужественный, волевой командир, т.Кассихина требовательна к себе и подчиненным, тактически грамотна, пользуется большим авторитетом в бригаде…».
  В годы войны мы переписывались с Лидой, мне посчастливилось получить от нее, прямо из партизанского отряда, несколько писем. Получая их, я слышала ее живой голос.
  (Звучит песня «Синий платочек», куплет со словами: «Письма твои получая…»)
  1 девушка подходит к почтовому ящику, достает письмо-треугольник, садится за стол, начинает читать молча письмо.
2 ДЕВУШКА (выходит с другой стороны, садится на чехол парашюта, недалеко от шалаша, кладет на колени томик Шекспира, начинает писать карандашом,произнося вслух. Музыка стихает):
  Клавочка, дорогая, здравствуй! Сегодня для меня настоящий праздник – получила твое письмо. Эх, знала бы, сколько оно доставило радости, и мои друзья-товарищи тоже порадовались (читала вслух). Знаешь, для нас партизан каждое слово с большой земли очень дорого (сохранена пунктуация автора). Как приятно чувствовать, что где-то там далеко-далеко, в нашем советском тылу, помнят о тебе и даже беспокоятся. Нет, в мирной обстановке это не понять. Это надо прочувствовать в условиях, сходных с нашими, тогда поймешь..
  Теперь о себе. Находимся в лесу (из поселков пришлось эвакуироваться – немцы-гады бросили на нас 5 дивизий, ну и потеснили малость). Но здорово они погорели на этом – потеряли много людей и техники. У нас жертв очень немного, а всех раненых самолеты забирают на Большую землю. Сижу вот сейчас в шалаше из веток, на парашюте и укрылась парашютом, на коленях лежит Шекспир и на нем пишу тебе письмо. Видишь, даже здесь не обхожусь без книги (замолкает).
(Прислушивается, звучит песня « В лесу прифронтовом..». После недолгого молчания, снова начинает писать, проговаривая вслух):
  Рядом хлопцы играют на гармошке. На востоке в районе Севска слышна артиллерийская фронтовая перестрелка – это армия к нам движется. Надеемся на скорое соединение с ней. (замолкает).
1 ДЕВУШКА (сидя за столом, читает вслух):
  Клава, я очень рада за тебя, что не болеешь в это время. Это вполне понятно - меньше о себе думаешь - лучше здоровье. Мне приходилось находиться во всяких условиях и хоть бы хоть – никакие болезни не лезут, чувствую себя прекрасно. Одета я по забавному, если бы появиться в таком одеянии на улицах Кирова, весь бы город сбежался смотреть и ни один знакомый не узнал бы в этой турчанке прежнюю Лиду. Волосы отрастила длинные –что попадья. На лицо прежняя, пожалуй, такая же, как и была, только морщинок, наверное, прибавилось. И раньше не отличалась особой полнотой, а сейчас еще похудела, руки и ноги, как спички, а сама – настоящая пигалка, но это неважно – легче ходить и бегать. А все же большую пользу принесло мое увлечение физкультурой и спорт Ом и военным делом. (замолкает).
2 ДЕВУШКА: (пишет, говорит вслух).
  Клава, родная, напиши мне о себе, о работе поподробнее, об области, о родном городе – построены ли трамвайные линии, в «Правде» читала, что строится троллейбусная линия от центра к вокзалу. Значит, по приезде сразу город поразит меня своими постройками, ага? Что еще нового в городе? Работает ли пединститут?.. Как работает Обком комсомола?.. Передай в Обком мой адрес, пусть хоть несколько слов черкнут. Я их вслух всем партизанам прочитаю. А за работу Вашу там по борьбе за высокий урожай – огромное спасибо. Хлеб нам и армии очень нужен. Мы сейчас получаем муку и сухари с большой земли (может быть эта мука как раз из Кировской области?). Если армия будет снабжена продуктами питания, то воевать бойцы будут лучше и тем самым быстрее уничтожим проклятого врага, ближе будет конец войны. Передай всем колхозникам района, в котором ты сейчас находишься, нашу партизанскую благодарность за их самоотверженный труд, за помощь нам. Скажи им, что в свою очередь будем еще сильнее громить ненавистного врага. Клавочка, дорогая, пиши мне, пиши больше и обо всем, для меня все будет интересно. Ведь скоро исполнится 2 года, как я уехала из Кирова и теперь для меня все ново.
(отложив карандаш, свернув треугольником письмо, подписав его, открывает книгу).
1 ДЕВУШКА: (читает письмо вслух, водя по строчкам карандашом).
  …Мы попали на Юго-Западный фронт и сначала выполняли задания разведотдела штаба фронта. Вот тогда мы и переходили линию фронта по болотам (вел старик-партизан. Он же и перевозил нас по одному через реку Донец на своей маленькой плоскодоночке).
  Нам было дано задание заминировать участок дороги. Разбились по парам. Нам с Николаем достался дальний участок. Мы поставили всего 6 мин. Договорились, что командир будет нас ждать у одного куста. Туман был страшенный, ничего не видно, мы с ним держались за руки и не видели друг друга.
  Добрались до сборного куста – там уже никого не было… Рассвет был уже близок, а так как кругом открытая местность, уходить отсюда было поздно, пришлось нам забраться в середину небольшого кустарника, где мы провели день. Как нас немцы не обнаружили – ума не приложу. Ведь они проходили по тропинке, ну буквально почти задевая нас, а мы с ним, как 2 галчонка, были безоружные, с одними гранатами. Еды и воды не было (6 дней без пищи и 3 дня без воды). Конечно, отощали и ослабли.
  Днем, когда немцы двинули к линии фронта свою технику, стали работать наши мины. Как подорвались танк и дальнобойная (тяжелющая) пушка, мы видели. Но потом там такое поднялось, что голову из кустов высовывать было опасно. И мы видели, что еще подорвалось, а еще были 4 взрыва, и, судя по звукам взрывов и крикам, подорвалось что-то солидное… Когда наступил вечер, надо было уходить – тумана не было. Наоборот, светила полная луна, и все было видно, как на ладони.
На пути попалось ржавое болото, видела бы ты, как мы набросились на эту воду. Пили, вернее, глотали с жадностью. На зубах хрустела всякая живность (какие-то жуки, червячки), запах отвратительный, но для нас это было лучше нектара. (продолжает читать молча).
2 ДЕВУШКА (закрыв книгу, вновь начинает писать письмо, проговаривая вслух):
  Вышли мы к реке, но в каком месте? Не узнать. Попросила его (Николая) залезть на одинокую высокую иву, он говорит, что ничего не видно. Ну, тогда сама полезла, а все имущество положила под деревом ( и гранаты, дура, тоже). Увидела вдали, на другом берегу, дома . Поняла, что на карте была Масловка, видимо, это она и есть. Сообразила, как и что, т.е., где мы находимся и куда идти.
  Вот тогда и появился этот полицай. На наше счастье он был по другую сторону от дерева и не заметил наших вещей на земле. Если бы заметил – нам была бы крышка (ведь защищаться и уничтожить себя было нечем – все лежало на земле). В общем, были мы, как глупые галчата.. Сидели на дереве и дохнуть боялись, чтобы не выдать себя. Когда он ушел – спустились и в кусты, к реке. Добрались до места переправы. (замолкает)
1 ДЕВУШКА (продолжает читать вслух):
  Сил плыть уже совсем не было и, не доплыв до берега, видимо, потеряла сознание. Только очнулась на берегу: половина (верхняя) туловища на траве, а все остальное болтается в траве. Еле выбралась на берег, Николая нет. Побрела тихо искать его. Наконец, нашла в нескольких метрах почти без чувств. Еле растормошила. Заставила делать что-то вроде зарядки, пока немного не отошли. А на том берегу остались его сапоги, мои ботинки и какая-то мелочь. Все это надо было забрать. Пока спорили с ним, вдруг, смотрим, в нашу сторону движутся тени – все ближе и ближе…(замолкает).
2 ДЕВУШКА (пишет, произнося вслух):
  Не успела я Николаю и слова сказать, как он шепнул: «Немцы! Тикай!» и быстро исчез в камышах. А я как стояла на берегу, так и осталась стоять, как изваяние. Не было сил что-либо делать. Да и что делать? Гранаты и финка далеко, в руках ничего нет. Кругом открытое место. Стою и жду, думаю, что если это немцы, - один маленький шажок назад и река укроет в глубине от всех и от всего. Только обе руки крепко стиснула и прижала к груди (долго был синяк на этом месте). Почему тихо 2 раза спросила: «Кто тут?», сама не знаю. Первый раз что-то ответили, не разобрала что. Ну, думаю, все – немцы. И уже хотела шагнуть в воду, но вдруг на второй вопрос слышу тихое: « Лида?»
  Тут нервы не выдержали, руки опустились, ноги подкосились и села. И так сидела, пока не подошли наши. Это наш Федор привел к тому месту группу воинов, которым нужно было проникнуть вглубь немецкого тыла за языком.
Мы с Федором пошли к линии фронта. Через наши головы летели сплошные потоки снарядов и мин. Это немцы уже вели обстрел перед своим наступлением. Шла медленно, кругом свистели мины, снаряды, пули (немцы стояли на том берегу и расстреливали нас в упор), река была шириной не более 15 метров. Сначала при приближении очередной мины и снаряда, падала на землю, потом перестала и шла тихонько вперед. Рядом уже никого не осталось – одна. Вот тогда единственный раз за все годы войны подумала: «Ну, вот и все». Не думала, что смогу выйти. А вышла и потом встретилась со своими. Они глазам не поверили и трогали мои руки, чтобы удостовериться, что я живая и невредимая…..(замолкает).
  (приглушенно звучит песня «Шумел сурово Брянский лес»)

ВЕДУЩИЙ: (начинает на фоне музыки). Трудными были детские годы Лиды. Отец оставил семью. Заработок у матери, санитарки больницы, небольшой. С раннего детства Лида была приучена к труду, к заботам и самостоятельности.
Она росла бойкой, веселой девочкой. Когда стала комсомолкой, с большим желанием пошла на пионерскую работу, будучи пионервожатой в школе, в пионерских лагерях. Самую молодую пионервожатую пионерлагеря любили за веселый характер, задушевные песни и неожиданные выдумки. Вместе с мальчишками и девчонками она составляла маршруты трудных дальних походов в глубокий лес, обязательно с препятствиями через реки, болота, кустарниковые заросли.
  Отряд исчезал из лагеря надолго, возвращались пионеры загорелыми, бодрыми, счастливыми. Долго помнили они эти походы. 
  В Кировском пединституте студентка географического факультета комсомолка Кассихина удивляла своих товарищей. Она успевала совмещать учебу в институте с занятиями в аэроклубе и спортом. А в праздники на институтской сцене под бурные аплодисменты она несколько раз исполняла любимые молодежью лирические песни. Голос у Лиды не очень сильный, но песня звучала какой-то особенной нежностью, чистотой, искренностью. Трудно было представить эту юную, хрупкую на вид девушку с автоматом в руках.
2 ДЕВУШКА (пишет, произнося вслух): 
  Когда выбросили с парашютами в Сумской области, из 6 человек осталось 5 – один разбился. Немцы обещали награду 8 тысяч марок и надел земли тому, кто хотя бы укажет след советских бандитов. Так они нас именовали. Но жители Сумской и Харьковской областей нас не выдали, а наоборот всегда помогали, чем могли.
Иногда питались целую неделю луком, иногда чесноком, иногда ничем –воздухом и песнями. Да, да –воздухом и песнями. С песнями я не расставалась. Пела в любую минуту (если не вслух, то про себя мурлыкала).
  (замолкает)
ВЕДУЩИЙ: в армию Лидия Петровна ушла из автомотошколы, где работала заведующей учебной частью. Когда она узнала, что в Киров из ЦК ВЛКСМ пришла телеграмма о направлении в Москву в партизанский отряд подрывников физически здоровых, крепких, политически проверенных юношей, можно и 2-х девушек, Лида подала заявление. 
В ночь с 30 на 31 декабря 1941 года она уехала в Москву, встретив Новый год в поезде, на подступах к Москве.
  Предложили кировским добровольцам учиться в разных спецшколах: радистов, подрывников, разведчиков, шпионов. Лиде усердно предлагали спецшколу шпионов. Но она выбрала разведшколу, училась только на «5», была первой по всему. А по стрельбе из пистолета даже однажды командира поставила в неловкое положение. Для практики по подрывному делу ребят и девчат поместили в школу подрывников, где они и закончили свой курс обучения. (уходит).
2 ДЕВУШКА ( пишет письмо, произнося вслух): после учебы в спецшколе, весной я с группой хлопцев выехала на юго-западный фронт для выполнения спецзаданий в тылу врага.
  Накануне наступления немцев в Харьковской области весной 1942 года, наша группа 7 мая в тылу немцев вывела из строя танк, дальнобойную пушку. Еще вырезали метров 300-400 телефонной сети. Немцы в это время подтягивали технику к линии фронта. Мы удачно вывели участок дороги из строя. И немецкая техника стояла там до поздней ночи (с утра) без движения, так как другой дороги в этом районе не было.
На самолете, перелетев линию фронта, я уже с другой группой товарищей прыгнула с парашютом на территорию Сумской области, где мы выполняли задание нашего командования. С нами был радист, который передавал нам задания, а командование от нас получало то, что мы узнавали и выполняли.
  Однажды немцы с собаками гонялись за нами сутки, но спас нас ручей, в котором собаки, видимо, потеряли след. Фашистской пулей рация (передатчик) была выведена из строя, случайно мы попали к брянским партизанам, где остались по своей просьбе и разрешению командования.
( со слов « случайно…» говорит все тише и тише и замолкает).
1 ДЕВУШКА (встает из-за стола, берет фото, смотрит на него и говорит):
  Лидочка, пора быть письму от тебя. (подходит к почтовому ящику): вот она, весточка, из партизанского отряда, я снова услышу тебя, Лида. (садится за стол и читает вслух):
  Случайно мы попали к брянским партизанам, где остались по своей просьбе и разрешению командованию.
  Через некоторое время меня избрали комсоргом отряда. Но в разведку я продолжала ходить, так как это было необходимо для отряда. Иногда по данным нашей разведки отряд проводил удачные операции. Занималась вопросами агентурной разведки, т.е. вербовала людей, находящихся в тылу в тылу у немцев, сообщать нам необходимые сведения. Например, завербованный мной лесник района оставлял свои сведения о враге в дупле одного приметного дерева, который и служил нам своеобразным почтовым ящиком.(Замолкает).
2 ДЕВУШКА (пишет, говоря вслух) : у нашего отряда не было на счету ни одного пущенного под откос немецкого эшелона, так как действующая дорога (железная) находилась от нашего партизанского отряда далеко. В канун Нового года командир отряда орловских партизан попросил нас оказать помощь- поручил вывести из строя в нескольких километрах от ст. Дерюгино железнодорожное полотно и телеграфно-телефонную связь.
  4 января я и один комсомолец пошли на дорогу, чтобы попытаться подорвать эшелон врага. (замолкает)
1 ДЕВУШКА ( читает вслух):
  Взрывчатки было 12 кг (это было последнее, что осталось у нас). Примерно прикинув, по какому пути сегодня могут пойти груженые составы в сторону фронта (а движение мы уже изучили), рискнула поставить мину одну на ближнюю к нам колею. Леонид Ивахненко лежал на насыпи с автоматом и следил за патрулями, давал мне сигналы, когда надо было прятаться и прекратить работу. Мороз был страшенный. Надо было выдолбить яму в мерзлой земле под рельсами, чтобы поместить всю взрывчатку, а кроме финского ножа и рук ничего не было. Кроме того, приходилось несколько раз отползать за насыпь, чтобы не заметили проходящие патрули, но, видимо, мороз немцев так примораживал, что они патрулировали меньше обычного.
  До рассвета взрывчатка была уложена, и место работы засыпано снегом. Для вероятности взрыва под паровозом решили поставить взрыватель натяжного действия и протянуть шнур до насыпи, за которой и стали ждать прихода поезда.
2 ДЕВУШКА (пишет и говорит вслух): мы настолько промерзли, что уже ничего не чувствовали. К тому же пальцы одеревенели и было такое ощущение, что вместо рук какие-то колодки (тем более, что кожа осталась на рельсах и на финке). Поддерживало нас одно сознание, что нужно дело довести до конца и выполнить свой долг.
1 ДЕВУШКА (читает вслух): на наше счастье патрули топали по ту сторону дороги и были невнимательны и ничего не заметили (все припушило снегом). Ночью немцы составы не водили – боялись. И вот забрезжил рассвет, а поезда нет и нет. Наконец, вдалеке стал слышен шум медленно идущего состава. Вот тут мы окончательно сбросили с себя все оцепенение и боялись даже дышать. По какой колее пойдет этот эшелон – по заминированной или по другой?
  В том, что это груженый тяжелый состав, чувствовалось по его ходу. Что будет на этот раз: удача или опять неудача? Если опять неудача, то сможем ли вырыть незаметно взрывчатку и забрать ее? Мысли были разные и все нерадостные. А что если состав идет по этому пути, но не сработает чека? Мы буквально дрожали от волнения ( от мороза уже перестали дрожать, были просто задубелые). Наконец, медленно идущий состав показался из-за поворота, и стало видно, что он идет по «нашей» колее. Впереди его прошла дрезина. Вот прошли 3 платформы, чем-то груженые (впереди паровоза). И вот колеса паровоза уже над местом, где взрывчатка. Мне показалось, что руки не действуют и не могут натянуть шнура, но оказалось, что все же я его дернула. (замолкает, продолжая читать письмо).
2 ДЕВУШКА ( пишет и говорит вслух): потом было все как во сне. Нас подбросило силой взрыва и мы, вскочив, помчались, что было сил к месту, где стояла привязанная к дереву лошадь.
  Позади раздавались взрывы, крики, а потом и пулеметные очереди, и автоматные выстрелы. Это, видимо, оставшиеся в живых немцы или может быть постовые и патрульные стали стрелять в лес. Наша лошадь от страха храпела и рвалась с привязи. Мы еле успели ввалиться в сани, как она оторвалась и помчалась. Только через несколько километров удалось направить ее бег в нужную сторону….
  Что конкретно уничтожено? Только через несколько дней узнали, что уничтожено 2 паровоза, 3 вагона с офицерами, несколько вагонов с солдатами, несколько платформ с танками и автомашинами. Все нас поздравляли, а нам не верилось, что это мы сделали. Несколько дней участок дороги Брянск-Льгов не действовал, и мы были бесконечно рады этому. Вот теперь можно было возвращаться к своим. Сколько радости было при встрече в своем отряде. Так на счету отряда появился эшелон. (замолкает).

ВЕДУЩИЙ: в июле 1943 года из Москвы из Центрального штаба партизанского движения был дан приказ всем партизанским отрядам о проведении « рельсовой войны». Лида Кассихина в своей бригаде обучила молодежь закладывать под рельсы тол, вставлять запал, поджигать шнур.
В ночь с 22 на 23 июля 1943 года все партизанские отряды южной группы Брянских лесов выступили и успешно провели « рельсовый бой». (уходит).
2 ДЕВУШКА (пишет, произнося вслух):
  Каждой бригаде был указан участок. Наша бригада должна была начать с края. За своих подготовленных подрывников очень волновались, хотя все были обучены и натренированы, а все же ведь это их первая работа по подрывному делу. 
  Задолго до полуночи пошел дождь. Как же запаливать шнуры?
Ведь их погасит дождь? Командир отряда хотел было возвращаться обратно, так как природа не давала возможности провести операцию. Пришлось приказать ему остаться на месте и ждать, когда дождь перестанет. (замолкает)
1 ДЕВУШКА (читает вслух): 
  Только часа через 3-4 дождь перестал, и я дала сигнал начинать подготовку операции. Нужно было сначала ликвидировать охрану дороги (пост и укрепления через каждые 100 м), а потом уже выходить на рельсы подрывникам. Все было сделано, как надо: посты уничтожены, толовые шашки заложены и присыпаны землей, запальные шнуры вставлены. Тогда дала сигнал к запалу, и сама шла по участку, проверяя и поджигая незагоревшиеся шнуры. Вдруг раздался сильный взрыв, через какой-то промежуток времени – другой и пошло… Это стали взрываться наши мины. Операция по всему району была закончена только к вечеру.
  Интересно, что немцы, взятые в плен, все как один, были уверены, что дорогу обстреливают части регулярной Красной Армии, им в голову не могло придти, что это работа партизан. ( замолкает).
2 ДЕВУШКА ( пишет, произнося вслух):
  На десятки километров железная дорога была выведена из строя на долгое время – приказ Верховного командования был выполнен и очень приятно, что в выполнении этого приказа есть и моя доля. Наша бригада взорвала рельс больше других бригад, а именно 1515.

ВЕДУЩИЙ: заметив способности разведчицы Лидии Кассихиной, командование партизанским отрядом назначило ее заместителем командира бригады по разведке. (отходит в сторону стола).
2 ДЕВУШКА : (пишет, произнося вслух):
  Горжусь тем, что моя бригада по разведке была лучшей в южной оперативной группе партизан Брянских лесов. Добытые сведения передавались на Большую землю. Частенько советские самолеты по нашим данным бомбили расположения фашистских частей, складов, штабов, скопления техники. ( замолкает).

ВЕДУЩИЙ: ( выходит в центр):
  В августе 1943 года партизанский отряд, в котором была Лидия Кассихина, соединился с частями Советской Армии. Какие это были незабываемые минуты, в г.Орле провели прощальный партизанский парад. За доблесть и мужество, проявленные в партизанской борьбе против немецко-фашистских захватчиков, Кассихина Лидия Петровна награждена медалью «Партизану Отечественной войны» ( уходит).
1 ДЕВУШКА ( встает, подходит к портрету на стене): из писем Лиды я узнала, что по личной просьбе ее направили после Орла в действующую армию, на 1 Украинский фронт, где она была назначена командиром взвода.
  В конце 1944 года она была по состоянию здоровья направлена в наш тыл для прохождения дальнейшей службы – преподавателем специальных дисциплин военной кафедры Харьковского пединститута. В ноябре 1945 года у нее родился сын, и она была демобилизована.Так как до войны она окончила 4 курса геофака, но экзамены не сдавала, считалось, что у нее нет законченного высшего образования. Она поступила на последний курс географического факультета Харьковского гос. Университета и после его окончания в 1946 году стала преподавателем. ( подходит к столу, берет письмо).
  После войны , в 60-е годы Лида писала ( читает): «Вспоминая те далекие годы, годы войны, когда лучшие дни юности были отданы Родине, ее счастью, хочется верить в то, что наши дети не узнают, что такое «война», и для этого буду и дальше отдавать все свои силы».
  ( звучит песня «Детство» Ю. Чичкова и на словах «должны смеяться дети» выходит ведущий).
ВЕДУЩИЙ : вот уже лет дети нашей Родины живут в мире и обязаны этим нашим ветеранам, которых к большому несчастью, год от года, даже месяц от месяца становиться все меньше и меньше, один за другим они уходят из жизни, ведь им всем за 80 лет или около 80. Когда началась война Лидии Петровне Кассихиной было 23 года….
Откуда мы? Мы вышли из войны.
В дыму за нами стелется дорога.
Мы нынче как-то ближе быть должны, 
Ведь нас осталось так немного.
( к ведущему подходят обе девушки)
2 ДЕВУШКА:
Серый дым ползет по перелескам,
Дышат гарью желтые поля. 
За Бобруйском, Полоцком, Смоленском
На врага встает сама земля.
Ни воды ему, ни крошки хлеба!
В сумерках оглохших и пустых
Неожиданно взлетают в небо
Железнодорожные мосты.
Ночь бредет, на сучья натыкаясь,
Изрешечена картечью звезд.
Падают, в потемках кувыркаясь,
Вражьи эшелоны под откос.
1 ДЕВУШКА: 
По дубравам скрыты наши кони.
Партизанский глаз врага найдет,
Наша пуля меткая догонит,
Наша ненависть штыком добьет. А. Мильчаков.
( Звучит негромко песня «Шумел сурово Брянский лес», на фоне музыки ведущий и 2 девушки читают строки песни).
ВЕДУЩИЙ: 
Шумел сурово Брянский лес,
Спускались синие туманы. 
 И сосны слышали окрест,
Как шли на битву партизаны.
1 ДЕВУШКА:
Врагам в лесах спасенья нет –
Летят советские гранаты, 
И командир кричит им вслед:
«Громи захватчиков, ребята!»
2 ДЕВУШКА:
Шумел сурово Брянский лес
Спускались синие туманы.
И сосны слышали окрест,
Как шли с победой партизаны!
ВЕДУЩИЙ: за время боевых действий в годы войны советские партизаны уничтожили, ранили, взяли в плен 1,5 млн. гитлеровских солдат, офицеров, чиновников немецкого аппарата, произвели более 18 тыс. крушений вражеских поездов. Так вклад партизан и подпольщиков в нашу Победу в 1945 году. Он неоценим, он беспримерен. Он достоин поклонения и памяти.
  Среди тех, кому мы должны быть благодарны за эту Победу и Лидия Петровна Кассихина, наша землячка, выпускница Кировского аэроклуба. Мужественная, стойкая партизанка, любящая свою страну, пожертвовавшая своим личным счастьем ради свободы и счастья Родины, женщина, которая своим участием в борьбе с врагами опровергла утверждение, что «у войны не женское лицо».
( звучит песня «День Победы»).

Список использованной литературы:

1.Воспоминания Л. Кассихиной о работе в партизанском отряде.//ЦДНИ КО. Фонд 4112. Опись 2, дело 166.
2. Дело по отбору добровольцев – комсомольцев в партизанский отряд подрывников.//ЦДНИ КО. Фонд 1683. Опись 2,дело 63.
3. Кировчане в Великой Отечественной войне. Киров. Волго – Вятское кн. из-во, Кировское отд.,1976 г.
4. На подвиг и труд. Воспоминания ветеранов Кировской областной организации ВЛКСМ и очерки о комсомольцах сороковых годов. Киров. Волго_- Вятское кн. из-во , Кировское отделение, 1983.
Категория: Музеи | Добавил: зам
Просмотров: 1076 | Загрузок: 1
Поиск
Запись в школу
Мама я пришел
2015 год
с 1 Марта 2015г.
Случайное фото
Счётчик

МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова © Все права защищены. 2016г.

 Яндекс.Метрика