Размер шрифта: A A A    Картинки: Выключить Включить    Цвет сайта: Б Ч Г    Х
ЭКЖ
Электронный Классный Журнал
Меню сайта
Наш опрос
Посетители сайта: кто они
Всего ответов: 5594
Сайт музея
Музейный комплекс
Файлы
Уважаемые родители и учащиеся! Изменился адрес официального сайта школы в сети интернет. Ждём вас по новому адресу: ШКОЛА48.ДЕТИ

Сведения об образовательной организации

Главная » Файлы » Воспитательная работа » Музеи

Внеклассное музейное мероприятие "Парашют"
29.02.2012, 16:53
Методическая разработка музейного мероприятия «Бенефис одного экспоната» (парашют).
Рассчитана на учащихся 2-4-х классов.   Автор – Ефремкина Светлана Сергеевна,
  руководитель школьного музея,  старшая вожатая.


Для проведения мероприятия использовать дополнительный зрительный ряд - фотовыставку про кировчан–парашютистов.

Цели: 
-способствовать формированию познавательного интереса
к памятникам истории, техники и культуры; умения видеть
в каждом музейном предмете источник конкретных знаний,
сведений о каком-то историческом периоде, о причинах 
появления предмета, о людях, стоявших у истоков изобретения
того или иного предмета;
  -способствовать воспитанию потребности внести свой вклад
  в сохранение памятников материальной и духовной культуры;
- способствовать развитию мыслительных способностей учащихся
- через решение проблемных вопросов, через установление причинно-следственных связей между явлениями, событиями.

Ход мероприятия

Экскурсовод: Музей - хранитель предметов, самых разных, самых удивительных, самых необыкновенных, каждый из которых может рассказать об истории, людях, эпохе, т.е. они хранят память о прошлой жизни, являются памятниками истории, культуры.
Мы сегодня представляем всего один музейный предмет, сегодня праздник одного предмета нашей школьной экспозиции ( для справки – в прошлом спектакль в честь какого-либо артиста назывался Бенефисом).
Это предмет, ради которого мы сегодня собрались. Он сыграл важную, серьезную роль в судьбе многих людей, без этого предмета не была бы написана определенная страничка в биографии таких людей как
(использовать зрительный ряд-фотографии кировчан, связанных с парашютным спортом)
Кунгурцев Александр Сергеевич – профессиональный летчик;
Воинова Татьяна – спортсменка, чемпионка мира;
Кассихина Лидия Петровна – профессиональная разведчица;
Огородников Игорь Васильевич –десантник-пожарник.

Вопрос: Так что же это за предмет?! Он находится в этой загадочной шкатулке. Про него можно сказать, что изготавливают его из капроновой ткани разных расцветок, он бывает круглой или прямоугольной формы, используется для спасения летчиков, тушения пожаров, для выброски десанта(людей и техники), при возвращении космонавтов на Землю, для гашения скорости реактивных самолетов при посадке. Используется он и в спорте.
(используется «загадочная» шкатулка, в которой находится вытяжной парашют от спортивной парашютной системы)

Ответ: парашют.
Экскурсовод: Слово это не русское. (para –против; chute- падение, франц.) Парашют – это, образно говоря, крылья человека, надежный друг и товарищ, с помощью которого боец или спортсмен будет доставлен туда, куда ему нужно, доставлен на землю из заоблачных высей.
Именно этот предмет позволил людям осуществить свою мечту – подняться в небо и парить в нем, как птица. Как велика была эта мечта, что люди стали много веков назад изобретать крылья из шелка, слюды, перьев птицы, деревянные.
Чертеж парашюта впервые составил великий итальянский художник Леонардо да Винчи (XV век). Пройдет с этого момента много веков, много сотен лет, и одни будут использовать парашют как средство спасения летчиков, другие-чтобы испытать чувство полета. Это чувство полета хорошо передал поэт в своих стихах.
Ученица:
Не позабыть! Все было в первый раз:
Паденье с неба, мира созерцанье
И купола, спасающие нас..
Лечу-хлопок как выстрел на ветру,
Внизу полей качаются квадраты.
Проснулись пацанами поутру,
А в небе стали взрослыми ребята.
Наверно, победили мы тогда
Самих себя, не только чувство страха.
И ту, насквозь промокшую рубаху
Я ощущаю даже сквозь года.
В том самом первом, пусть не затяжном,
На всем километровом протяженьи
Всем телом ощутил я притяженье
Планеты, на которой мы живем.
Прекрасно это чувство высоты,
Когда паришь по небу, словно птица,
Когда ты можешь синевы напиться
И с небом разговаривать на «ты».
Ученица: Не раз и не два разговаривала с небом на «ты», т.е. как равная с равным, наша землячка – спортсменка Татьяна Воинова. Она прославила нашу область. И до сих пор в некоторых странах о нашем городе знают, прежде всего, по нашим спортсменам-землякам: Марии Исаковой, Александре Мальцеве, Татьяне Воиновой. В 1968 г. Татьяна Воинова оказалась самой лучшей акробаткой в мире, акробаткой не на земле, а высоко в небе, в воздухе. И совершала она эту акробатику с парашютом за спиной, еще не раскрытым. И выполняла так, что ей не оказалось равных среди всех спортсменов в мире. Сама Таня тем не менее говорила про воздушную акробатику:
« Это мытарство: правильно выпасть из самолета, увидеть на земле ориентир (это 3 фигуры), в кратчайшие сроки (секунды) выполнить сложнейшую работу, в которой одинаково заняты руки, ноги, голова. Причем, нельзя отклоняться от ориентира на земле». А фигуры то надо было выполнить не более чем за 30 секунд. Всего за 30 секунд! Чем меньше используешь времени на выполнение фигур, тем лучше результат. А ведь после этого надо еще точно приземлиться, во время раскрыв парашют. И это Таня считала настоящим мытарством?!
Экскурсовод: Так почему же она столько раз взлетала в небо, чтобы снова и снова падать оттуда к земле? Что ее заставляло терпеть эти муки?
Ученица: Может быть, та картина, увиденная в детстве маленькой девочкой, - три белых точки-парашютика и синее, синее небо?! Оно властно зовет к себе людей сильных, мужественных, верных.
Парашют…Я не помню толком,
Как на стропах его повис:
Ведь не зря я пронзаю воздух,
А инструктор следит за мной.
Как вы дороги крыльев звезды
В синеватой глуби дневной!
Экскурсовод: Первый прыжок Таня совершила 23 марта 1958 года. Вспоминала про этот прыжок: «Больше всего боялась, что не в ту лямку руку суну, и меня прогонят. Было холодно, замерзла до косточек. Прыгнула и испугалась, что парашют долго не раскрывался. Потом под его куполом обрадовалась. А как коснулась ногами земли, понесло меня ветром через все поле, пока ребята не поймали! Тут же сказала: «Хочу еще прыгать!» Более 3 тыс. прыжков совершила Татьяна Воинова за свою спортивную жизнь.
Вопрос: А как попала Таня в сборную команду страны?
Ученица: Удивительное дело, но в сборную команду нашей страны (СССР) Таня попала даже не за количество и качество прыжков ( у нее к этому времени было всего несколько десятков прыжков), а за упражнения по физподготовке: 700- граммовую гранату она метнула дальше, чем многие мужчины. А потом спокойно подтянулась на перекладине 12 раз. Уже тогда про нее говорили: «С такой девчонкой маяться не надо. У нее все природное».
Вопрос: а как вы думаете, ребята, какими качествами нужно обладать, чтобы заниматься таким видом спорта, как парашютный?
Ответ:
Экскурсовод: Смелость, отличная физическая подготовка, великолепная координация, быстрая реакция, самообладание – это минимум качеств, которыми обязан обладать парашютист. И у многих эти качества есть. Но проходят первые месяцы занятий, и некоторые сникают, бросают тренировки. Значит, одних природных данных мало.
Судя по ранним увлечениям Тани, ее всегда привлекали скорость, риск, огромное желание попробовать себя во всем, сравниться с другим – а может ли она так же? Она искала увлечение на всю жизнь. Это признак цельной натуры. И она нашла –это парашютный спорт.
Так вот, великое трудолюбие и преданность парашютному спорту надо иметь, чтобы добиться успехов. Прыжок длится секунды, а готовятся к нему месяцы. Таня готовила себя к встрече с небом серьезно, вдумчиво, ответственно. Инструктор во время занятий постоянно чувствовала, что Воинова дома не теряет времени даром. По репликам, по вопросам угадывала, что девушка читает литературу по парашютному спорту. И подруги все чаще стали обращаться к ней: « Таня, расскажи, Таня, покажи». Инструктор Нина Ивановна Боголепова во время укладки парашюта всегда видела склоненное, сосредоточенное лицо Тани. Значит, все в порядке –Воинова работает.
Некоторых ребят во время первого прыжка приходилось просто выталкивать из самолета, и потом они были благодарны инструктору за науку. Ничего удивительного в этом нет – страшно! Ведь в первый раз! Тренер уверяла, что Таня не знала чувства страха, она просто рождена для прыжков.
В парашютном спорте нет мелочей. Ошибка может стоить жизни. Первое время прыгали с высоты 800 метров. В свободном падении это расстояние пролетишь за 18 секунд. Не раскроется вовремя парашют – не теряйся. В Тане все были уверены: всегда найдет единственно верное решение.
Экскурсовод: Не так так-то просто порвать с небом! Был момент в жизни Тани, когда она решила оставить спорт в самом расцвете сил Спорт решил покинуть одаренный человек. То ли Татьяну изнурили долгие годы тренировок, то ли она хотела найти время для продолжения учебы в ниституте?.А еще: у нее была прикована к постели мама, самый близкий человек, и любая поездка за пределы города была трудно разрешима. К тому же тогда Таня работала на оборонном заводе, выезды на международные соревнования за рубеж были связаны тоже с определенными трудностями…
Но прошло полгода и не выдержала Таня, помчалась к подругам по сборной команде, с которыми много лет достойно защищала честь Родины. И она снова после возвращения стала чемпионкой Советского Союза. Татьяна Воинова была дважды чемпионкой мира по акробатике, 1 раз абсолютной чемпионкой мира, абсолютной чемпионкой СССР и 4 раза чемпионкой СССР в упражнениях.
Вопрос:а какой в жизни была Таня?Может быть такой рисковый вид спорта для людей довольно жестких, не очень мягких?
Ученица: В жизни Татьяна была скромна, внимательна, доброжелательна, нежна. Она боялась унизить, оскорбить человека даже словом. Обязательно поздравляла всех друзей и знакомых с праздниками, писала поздравления медикам, которые лечили ее маму. А друзей у нее было очень много. Когда ее не стало, друзья больше месяца писали письма с печальным известием всем, кто ее знал и любил. На ее могиле друзья- спортсмены установили памятник с надписью: «От парашютистов Советского Союза». Вот такая замечательная спортсменка выросла в нашем Кировском аэроклубе, на нашей Вятской земле, прославив ее своими достижениями за границей. Успехов Татьяна добивалась с помощью своего верного друга – парашюта. А когда и как появились у нас в стране первые парашюты?
Экскурсовод: Вечером 6 октября 1910 г. на Всероссийском празднике воздухоплавания произошло ужасное событие: на глазах у зрителей в воздухе начал разрушаться похожий на коробчатый змей самолет «Фарман» капитана Л.Мациевича ( показ фото).
Маленькая черная фигурка пилота выпала из самолета и полетела вниз. В тот трагический день среди публики находился отставной артиллерийский офицер, актер Народного дома Глеб Евгеньевич Котельников. Его потрясла гибель молодого летчика, он решил во что бы то ни стало построить прибор, предохраняющий жизнь пилота от смертельной опасности. Он превратил свою небольшую комнату в мастерскую и больше года работал над изобретением. Неужели нельзя уберечь летчика, если в воздухе случится авария?
Дома, на улице, в театре Котельников не переставал размышлять над тем, каким должен быть авиационный парашют ( средство против падения, так переводится это слово).
Он понял, что необходимо создать прочный и легкий парашют. Сложенный, он должен быть совсем небольшим. Главное, чтобы он находился всегда при человеке. Тогда летчик может спрыгнуть с крыла и с борта самолета. К осени 1911 года Котельников уже достаточно ясно представлял, как будет устроен его ранец ( сумка, в которую парашют укладывается). Парашют он решил изготовить из прочного и тонкого непрорезиненного шелка. Такой материал дал возможность уложить его в ранец совсем небольшого размера. Для выталкивания парашюта из ранца применил специальную пружину. Металлический ранец закрывался откидной крышкой. Стоило потянуть ремешок и крышка откидывалась. В одно мгновенье парашют выталкивался наружу. Котельников его назвал РК-1( русский Котельникова, модель первая).Однако, к производству он не был принят, хотя испытания с манекенами показали его надежность.
Когда началась Первая мировая война в 1914 г. вспомнили об изобретении Котельникова. Было решено изготовить около 70 парашютов для 4-х моторных отечественных самолетов «Илья Муромец» (показать фото) –самых больших тогда летательных аппаратов. Однако, дав экипажам ранцы Котельникова, не позаботились о том, чтобы ознакомить членов экипажа с устройством парашюта, с его укладкой, наконец, с правилами применения, хотя всем уже было понятно, что парашют РК-1 был огромным достижением в создании спасательной техники.
А котельников продолжает его улучшать, совершенствовать.Делает ранец из парусины вместо металлического. Сначала с парашютом летали только летчики-испытатели. Некоторые из них не хотели их брать, считали просто обузой. Но вот летом 1927 года летчик-испытатель Михаил Громов,(показать фото) позже Герой Советского Союза, испытывая новый истребитель, ввел его в штопор. После 5-го витка машину следовало вывести в нормальный полет. Однако самолет перестал подчиняться летчику. Громову пришлось покинуть его с парашютом ( он взял его в полет неохотно, подчиняясь приказу). Выждав немного, Громов раскрыл парашют и благополучно спустился на землю.
Отношение к парашюту начинает меняться. Он все чаще и чаще приходит на помощь пилотам, становится их верным и надежным другом.
Экскурсовод: А кто и где первым совершил в нашей стране спуск под куполом парашюта после 1917 года? Документы говорят, что это был красноармеец 13-го воздухоплавательного отряда Семен Горбачев. Он прыгнул с аэростата 25 мая 1919 года в окрестностях г. Оренбурга.
Большой вклад в создание советских парашютов внес Михаил Алексеевич Савицкий. В конце 30-х годов можно было приступить к промышленному производству спасательных авиационных парашютов. Стали подбирать шелковую ткань для куполов, авиазент - для изготовления ранцев. Не сразу пришел успех. Только через 2 года удалось открыть первую мастерскую неподалеку от Даниловского рынка. Выпуск первых парашютов в 1930 году превратился в настоящий праздник для авиаторов.
Появились спортивные парашюты Т-2, с которым советские спортсмены завоевали десятки мировых рекордов, выиграли многие международные соревнования. К их числу относится и Татьяна Воинова.
Экскурсовод: С ростом скоростей полета самолетов в 1934-1935 г.г. столкнулись с новой трудностью – начала разрушаться ткань куполов. Нужно было повысить воздухопроницаемость ткани. Были разработаны образцы парашютов с отверстиями в куполе. Это дало ощутимый результат. В 1937 г. стали применять новую каркасную ткань. Она была применена на парашюте квадратной формы ПЛ-3М конструкции Н. Лобанова. Его купол выдерживал скорость полета свыше 400 км/час. Этот парашют нашел широкое применение в авиации.
Многие летчики на нем спасали свою жизнь во время Великой Отечественной войны.
Экскурсовод: первоначально в стране имелись лишь только спасательные парашюты, закупленные за границей на валюту. Потом была поставлена задача – создать свои советские парашюты. После долгих раздумий и опытов изготовили 2 первых парашюта из хлопчатобумажной ткани – перкаля. До этого шили купола из шелка. Сначала сбросили на парашютах манекены. По весу и виду они напоминали людей –80 кг, только внутри был песок. Над ним тут же раскрылись купола парашютов. Это был счастливый день для конструктора П.Гороховского и всех присутствующих на аэродроме. Идеи Гороховского использовали для разработки грузовых парашютов для сброса танков, автомашин, пушек.
15 июля 1931 г. на Центральном аэродроме в Москве в присутствии военачальников была произведена высадка парашютного десанта со всем техническим и боевым оснащением. Вслед за людьми, сброшенными из подкрыльных автоматических люлек, с неба спустились под огромными куполами тяжелые грузы и боевое снаряжение. Много хлопот представляло сбрасывание тяжелой техники на больших грузовых парашютах. Не всегда купола выдерживали динамический удар при раскрытии, обрывались стропы. Сколько вечеров просидел Павел Гороховский с детским альбомчиком на коленях. Иногда просыпался ночью, закуривал и снова рисовал. Наконец-то придумал: сбрасывать груз методом срыва. В 1932 г. у деревни Щукино под Москвой провели испытание этого метода. На высоте 200 метров сбросили парашют, который, раскрывшись, вытянул однотонный груз и плавно опустил его на землю. За выдающиеся заслуги в создании парашютно-десантной техники и различных приспособлений П. Гороховского в 1933 году наградили орденом Ленина.
Экскурсовод: В 30-х годах XX века появились новые достижения в парашютном виде. В 1932 году летчиком Николаем Евдокимовым был совершен первый затяжной прыжок с высоты 1200 метров: «Я прыгнул, сразу же инстинктивно потянулся к кольцу. Но сдержался и первый раз в жизни и в истории советского парашютизма полетел камнем вниз, смешно кувыркаясь через голову и перебирая ногами. Я стал набирать скорость, в ушах усиливалось шипение. Мелькали, как кинокадры, море, город, степь. Я дышал часто и сильно. Ничего плохого не чувствовал и твердил мысленно: «Еще, еще». Напугала земля. Она выросла, надвигаясь сначала медленно, затем, когда я присмотрелся, понеслась на меня все быстрее и быстрее. Я рванул кольцо. Парашют раскрылся моментально. Тряхнуло сильно. В глазах запрыгали разноцветные огоньки – синие, красные, белые, много-много. Земля оказалась еще далеко –600 метров. Сколько же я пролетел в свободном падении? Мне стало стыдно. Я обругал себя трусом. Если б можно было, я забрался бы обратно на летающий вокруг меня самолет и повторил бы прыжок.»
Экскурсовод: Делать в год по рекорду в прыжках с задержкой раскрытия парашюта стало правилом советских парашютистов. Т.Евсеев произвел свой опыт, прыгнув с 7200 метров. Он летел, не раскрывая парашюта, 7200 метров. Тот самый Евдокимов, совершивший в 1932 г. первый затяжной прыжок, совершил в этом же году прыжок с высоты 8 тысяч метров. Пролетел за 142 секунды свободного падения 7900 метров. В 30-х годах большое внимание уделялось отработке способов покидания самолета, выполняющего различные фигуры высшего пилотажа
Экскурсовод: Как вы думаете, для чего нужны были эти достижения спортсменов?
Ответ:
Экскурсовод: Надо было дать рекомендации летчикам, как выпрыгнуть из машин, входящих в штопор, находящихся в пикировании, в вираже. Особенно это пригодилось во время Великой Отечественной войны. Очень сложной и опасной была служба десантника. Прежде чем он окажется в тылу противника, ему приходилось дважды совершать подвиг: первый –когда пролетаешь над огненной линией фронта, второй- когда прыгаешь с самолета на территорию, занятую врагом.
Это пришлось испытать нашей землячке Лидии Петровне Кассихиной, разведчице, которой пришлось на парашюте опускаться на территорию, занятую немцами.( показать фото).
Экскурсовод: После войны 24 апреля 1946 года на одном из испытательных аэродромов появились первые советские реактивные машины: МИГ-9, ЯК-15. Скорости полетов резко возросли. Это заставило конструкторов работать над созданием специальных устройств, обеспечивающих безопасность летчика как при полете в стратосфере, так и при покидании крылатой машины на большой скорости. Герметичная кабина с катапультируемым сиденьем оказалась для этой цели самой подходящей.
(Показ катапультируемого кресла-экспоната музея).
Экскурсовод: Катапультирование –«выстреливание» летчика в случае аварии, чтобы он мог без риска для здоровья преодолеть силу встречного потока и благополучно покинуть самолет. Ведь уже при скорости 500 км в час выйти из кабины обычным способом становится не под силу -–так значительно возрастает сопротивление воздуха. Что представляли из себя первые катапультные установки? Их основой служило кресло, снабженное специальными механизмами и цилиндром, в котором помещался пороховой заряд. Когда порох в цилиндре воспламенялся, образующиеся газы с большой силой выталкивали из кабины кресло вместе с летчиком.
Мы можем с вами гордится – такие кресла выпускаются в нашем городе- в ОАО «Авитек». Они не раз спасали жизни нашим летчикам.
Первый раз вынужденный прыжок с парашютом методом катапультирования с реактивного самолета был совершен в нашей стране весной 1949 года майором К.Зотовым с высоты 1000 метров. А первым в СССР катапультирование в воздухе совершил 24 июня 1947 года испытатель парашютов мастер спорта СССР Г. Кондрашов.
Экскурсовод: Каких только рекордов не устанавливали наши парашютисты: отделение от самолета без парашюта и получение его из рук товарища в свободном падении; 94 прыжка, выполненные парашютистом в течение дня; прыжок группы из 50 человек с высоты в 100 метров и многие другие.
В парашютизме нет мелочей. Здесь все приходится в считанные секунды решать самому. И от твоей решимости и воли будет зависеть твоя судьба, жизнь.. Как ни какой другой, парашютный спорт развивает именно собранность, хладнокровие, целеустремленность, мужество, волю.
Даже умение преодолеть страх первого прыжка воспитывает человека и, в конечном итоге, повышает его самоуважение. Смелость, решительность, умение быстро действовать в сложных ситуациях. Нужно с малых лет тренировать свою волю, приучать себя выполнять порученное дело на совесть, с ответственностью, быть дисциплинированным.
Все эти качества воспитывал наш Кировский аэроклуб, его отделение парашютистов, воспитанницей которого была Татьяна Воинова.
А когда и кем совершен первый прыжок с парашютом в нашем городе? Событие это случилось 12 августа 1935 года при подготовке к празднованию Дня Воздушного Флота. А совершил его человек, имя которого большинству ребят нашей школы должно быть известно. Это Кунгурцев Александр Сергеевич.
Он был первым начальником планерной станции в Кирове, он стал инициатором создания нашего школьного музея в 1987г, посвященного Кировскому аэроклубу, он подарил музею несколько личных предметов, ставшими экспонатами. Последний раз Александр Сергеевич был в нашей школе 4 мая 1995 г. в день открытия восстановленного вновь музея, выступал на торжественном мероприятии. А вскоре его не стало. Он ушел из жизни 2 сентября 1995 года. Светлая ему память.
Давайте почтим его память минутой молчания.
Экскурсовод: Парашютизм –удивительный и прекрасный вид спорта.
Вопрос: Давайте подумаем, а где-то, кроме спорта используется это изобретение Г.Котельникова в настоящее время?
Ответ:
Экскурсовод: Да, парашют и сегодня используется, просто необходим и в космосе ( при посадке космонавтов на землю), и в авиации ( для торможения, для гашения скорости реактивных самолетов при их посадке на землю), им пользуются защитники леса, чтобы высадиться к месту лесного пожара.
Вот, что может рассказать нам только один предмет музейной коллекции!Какая за ним стоит история! Главное мы выяснили, зачем и почему понадобилось людям изобретать парашют! А какие люди стоят за этим изобретением Г. Котельникова!. Давайте вспомним их имена.
Может, чья-то ваша фамилия встанет в один ряд с ними, и вы сможете испытывать те же чувства, о которых так сказал поэт Н.Гришин:
Самолет разрезает воздух.
Я лечу над землей родной.
Металлических крыльев звезды-
В синеватой глуби дневной.
Я любуюсь лицом пилота:
Он спокоен. И легче мне. Улыбаюсь.
Храбрюсь. И даже понимаю легко без слов,
Что вот-вот он глазами скажет
Испытующе: «Как? Готов?»
Я встаю. Вот, она, минута!
У серебряного крыла –
Словно сросся весь с парашютом!
Только б смелость не подвела,
Только миг пережить бы…Только
Мне не камнем бы падать вниз…
Парашют… Я не помню толком,
Как на стропах его повис:
Ведь не зря я пронзаю воздух,
А инструктор следит за мной.
Как вы дороги крыльев звезды
В синеватой глуби дневной.
Категория: Музеи | Добавил: зам
Просмотров: 1176 | Загрузок: 2
Поиск
Запись в школу
Мама я пришел
2015 год
с 1 Марта 2015г.
Случайное фото
Счётчик

МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова © Все права защищены. 2016г.

 Яндекс.Метрика