Размер шрифта: A A A    Картинки: Выключить Включить    Цвет сайта: Б Ч Г    Х
ЭКЖ
Электронный Классный Журнал
Меню сайта
Наш опрос
Посетители сайта: кто они
Всего ответов: 5606
Сайт музея
Музейный комплекс
Файлы
Уважаемые родители и учащиеся! Изменился адрес официального сайта школы в сети интернет. Ждём вас по новому адресу: ШКОЛА48.ДЕТИ

Сведения об образовательной организации

Главная » Файлы » Нормативная база » Политика школы

Психологические особенности пятиклассников
08.11.2010, 10:32
Психологические особенности пятиклассников
Переход выпускников начальной школы на новую ступень обучения совпадает с началом переходного возраста, поэтому многие психологические проблемы адаптации обусловлены возрастными особенностями младших подростков.
В этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении, формируется характер.
Для подростков характерно постепенное обретение чувства взрослости, стремление к независимости. Обретение себя как личности связано с потребностью в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал влияние. Отсюда – негативизм по отношению к родителям и взрослым вообще, который может проявляться уже у некоторых пятиклассников.
Шире становится круг общения, подростка волнует отношение других к нему и его к другим, возрастают требования к окружающим, наряду с этим развивается способность к эмпатии (пониманию и сопереживанию чувствам других людей).
Для подростков очень важным является мнение других людей о нём и его поступках; у многих появляется страх не соответствовать ожиданиям окружающих.
Для большинства пятиклассников мнение учителей всё ещё является важным, но постепенно более значимыми становятся сверстники.
В этом возрасте ярко выражено стремление к установлению доверительно-дружеских отношений со сверстниками. Постепенно ведущей деятельностью становится не учёба, а интимно-личностное, исповедальное общение. Если ребенку, который поменял школу или класс, не удается найти в новом коллективе близких друзей – у него возникают очень серьёзные психологические проблемы.
Продолжается развитие произвольности (подросток учится заставлять себя), растет способность к рефлексии. Происходит выработка собственных взглядов и убеждений, формируется идентичность – человек ощущает себя неизменным в разных обстоятельствах, сохраняет верность самому себе.
В возрасте 11-14 лет наблюдается прогрессивный рост интеллектуального развития.
У большинства школьников возрастает общая осведомленность, умение проводить аналогии и обобщать, развиваются комбинаторные способности. Из суждений выводятся следствия, высказываются предположения; мышление становится гипотетико-дедуктивным. При этом школьники начинают ориентироваться не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения.
Темпы развития словесно-логического мышления превосходят темпы развития наглядно-образного, но развивать у пятиклассников нужно обе формы мышления. Начиная примерно с 11 лет, школьники становятся способны к формальным логическим операциям, которые выполняются в уме, но на первых порах желательна опора на внешние, наглядные данные. Научные понятия следует формировать на основе представлений, житейских понятий.
В этом возрасте «память становится мыслящей, а восприятие – думающим».
Но восприятие пока ещё недостаточно дифференцировано. Поэтому нужно обучать наблюдению, синтезирующему восприятию. Нужно учить устанавливать связи между элементами воспринимаемого, т.е. описание явлений и событий должно включать в себя их логическое объяснение.
Механическая память в этом возрасте обычно хорошо развита. Необходимо совершенствовать смысловую память: показывать различные мнемонические приемы, при пересказе учить делить текст на смысловые части, придумывать заголовки, подбирать ключевые слова.
У пятиклассников преобладает непроизвольное внимание. Внешние впечатления являются сильным отвлекающим фактором. Детям бывает трудно сосредоточиться более чем на 15-20 минут. У некоторых внимание устойчивое, но плохо переключается (они испытывают трудности при смене деятельности); некоторые внимание переключают легко, но поэтому и легко отвлекаются. А некоторые ученики своё внимание концентрируют не на уроке, а на чём-то другом, поэтому попросту часто «выпадают» из урока (слушают, но не слышат). У большинства пятиклассников обычно бывают затруднения с распределением и переключением внимания, что следует учитывать при смене видов деятельности на уроке.
Важным условием успешной учебы в среднем звене является формирование произвольного внимания в процессе обучения приёмам самостоятельной работы, что связано с развитием у школьников умений самостоятельно ставить цель и контролировать свои действия.
Учебная деятельность невозможна без мотивации. Идеальный вариант – учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии.
У пятиклассников ещё достаточно сильно желание хорошо учиться, так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не переживали», «радовались»). В 6 классе этот мотив заметно снижается, а более важными становятся мотивы самосовершенствования, собственного роста, развития своих способностей. Школьники должны уметь радоваться тому, что узнали что-то новое, поняли трудный материал, чему-то научились.
Важно формировать интерес не только к содержанию, но и к процессу деятельности, анализируя при рефлексии не только результат (чему научились?), но и способы достижения результатов (что мы для этого делали?).
На мотивацию учения очень сильно влияют успех или неуспех деятельности.
В этот период особенно сильно проявляется неуверенность в себе. Подросток начинает критически относиться к себе и своим успехам, своей внешности и способностям чего-либо достичь. У многих подростков наблюдается резкое падение самооценки. Вот почему для них очень важно приобрести признание окружающих и чувство компетентности. Если достижения невелики, он остро переживает неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью.
Большое значение для пятиклассника имеет внешняя оценка результатов его деятельности. Высокую оценку он расценивает как подтверждение своих способностей. При этом для эмоционального благополучия очень важно, чтобы внешняя оценка и самооценка совпадали. При их несовпадении подросток испытывает внутренний дискомфорт.
В этом возрасте важно научить детей правильно оценивать себя, вырабатывать объективные критерии собственной успешности или неуспешности, развивать умение проверять свои возможности и (с помощью взрослых) находить пути их совершенствования.
Для пятиклассников характерны любознательность и жажда проверки себя, потребность в активности и социально значимой деятельности.
Они интересуются способами развития внимания, мышления, памяти, очень ценят наблюдательность, внимательность, умение замечать детали. В этом возрасте очень эффективны игровые упражнения с элементом соревновательности на уроках и во внеурочной деятельности.
Для познавательного развития ребенка этого возраста большое значение имеет юмор. Дети очень любят шутить, рассказывать анекдоты, которые взрослым часто кажутся несмешными, глупыми и грубыми. Важно понимать значение юмора для развития детей, были терпимым к детским шуткам и умело использовать юмор в своих целях.
Еще одна отличительная черта подростков – повышенная эмоциональность. В этот период жизни эмоции доминируют, подчиняя себе всю психическую жизнь.
Рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма ведёт к крайней эмоциональной нестабильности (частые слезы, перепады настроения, порой возможны немотивированные вспышки гнева). Иногда наблюдаются быстрая утомляемость, сонливость, рассеянность, ослабление памяти, внимания. Может заметно снизиться работоспособность, подростки могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит.
Для пятиклассников характерно преимущественно эмоциональное отношение к любой деятельности, которую они выполняют. Исследования показывают, что практически все пятиклассники считают себя способными к тому или иному учебному предмету, причём критерием такой оценки служит не реальная успешность по этому предмету, а субъективное отношение к нему.
Это приводит к тому, что дети охотно берутся за многие дела, будучи уверены, что они смогут это сделать, но при первой же трудности их бросают, не испытывая при этом особых угрызений совести. Стандартное объяснение – «не хочу, разонравилось, не смогу». Если теряется положительное отношение к делу – снижается самооценка в этой области. Причем собственные неудачи и даже негативные оценки окружающих в этих случаях воспринимаются детьми как временные, не имеющие прямого отношения к их способностям и возможностям.
Умственная активность пятиклассников обычно высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции. Стремясь к эмоциональной насыщенности уроков, помните, что всё хорошо в меру. Слишком сильные или длительные позитивные эмоции могут оказать такое же отрицательное влияние, как и сильные отрицательные эмоции: они приводят к эмоциональной усталости, проявляющейся в раздражительности, капризах, и даже «скандалах». Таким образом, чрезмерное увлечение эмоциональной стороной, стремление максимально позитивно окрасить любую деятельность могут привести к обратному эффекту.
Типичные проблемы выпускников начальной школы
 Трудности в самостоятельной работе, при выполнении действий по образцу, по инструкции.
 Затруднения в самостоятельном выполнении учебных действий, требующих анализа, классификации, обобщения.
 Инертность мыслительной деятельности.
 Несформированность самооценки и самоконтроля учебной деятельности.
 Неосознанность учебной деятельности (неумение самостоятельно поставить цель и проанализировать пути ее достижения).
 К сожалению, в этом возрасте многие дети ощущают общую потерю смысла деятельности на уроках.
К концу обучения в начальной школе интерес к учёбе часто падает. Это «разочарование» в учёбе сменяется ожиданием перемен, надеждой на то, что в пятом классе учиться станет интереснее.
Если в первой четверти всё продолжается без изменений, к тому же снижается успеваемость, возникают трудности в учёбе (а они на этом этапе закономерны), то наступает окончательное разочарование и желание учиться, как правило, гаснет.
Вот почему очень важно на самых первых уроках попытаться «возродить» былой интерес к учёбе, заинтересовать пятиклассников своим предметом, дать возможность каждому поверить в собственные учебные возможности.
Для определённой части детей, испытывавших ранее трудности в учёбе или общении, 5 класс – это шанс заново начать школьную жизнь, наладить учёбу, отношения с учителями. Если в первые месяцы в 5 классе их по-прежнему преследуют неудачи, желание учиться пропадает, как правило, навсегда. Эти пятиклассники особенно нуждаются в нашей помощи и психологической поддержке. Для таких детей старайтесь создавать ситуации успеха, а при возникновении трудностей обязательно «докапывайтесь» до причин. Это могут быть: пробелы в знаниях, несформированность учебных умений, несформированность мыслительных операций, плохое речевое развитие, недостаточное развитие внимания и памяти.
Причиной снижения успеваемости может быть слабая произвольность поведения и деятельности – нежелание, «невозможность», по словам школьников, заставить себя постоянно заниматься.
Хотя пятиклассники могут выполнять достаточно сложную деятельность, преодолевая значительные препятствия ради привлекательной цели, они испытывают немалые затруднения в преодолении и внешних, и тем более, внутренних препятствий в тех случаях, когда цель их не привлекает. Поэтому не забывайте ставить перед детьми привлекательные для них цели.
У многих в адаптационный период снижается работоспособность, пятиклассники становятся забывчивыми, неорганизованными. Особенно заметно это проявляется при рассогласованности действий педагогов, при предъявлении детям различных, иногда взаимоисключающих требований.
В период адаптации к новым условиям практически у всех детей повышается тревожность. При этом они могут становиться очень робкими, «зажатыми», стеснительными или, напротив, развязными, шумными, суетливыми.
Большинство наших гимназистов стремятся показать себя с лучшей стороны: проявляют высокую активность, стараются хорошо выполнять все предъявляемые им требования. Это стремление может сочетаться с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу ожидания негативных оценок, страхом не соответствовать ожиданиям окружающих. Повышенная тревожность может негативно сказаться на результатах; у таких детей в ситуации контроля или оценивания возможно так называемое запредельное торможение: ребенок или вообще не делает работу или делает её значительно ниже своих возможностей.
Способные дети, как правило, много занимаются дополнительно (музыка, спорт, английский и т.п.). Они живут в быстром темпе, часто с постоянным ощущением нехватки времени. Если это сочетается с завышенными требованиями родителей и низкой физиологической сопротивляемостью стрессу – в период адаптации к новым условиям возможно возникновение неврозов.
Проблемы и трудности пятиклассников
 Организационные трудности:
– плохо ориентируются в гимназии, в расположении кабинетов;
– не могут сразу запомнить всех учителей и одноклассников;
– не очень хорошо информированы о требованиях того или иного учителя (забыл; не услышал; не записал в дневник; перепутал, что кому надо);
– проблемы с ориентацией во времени (не всегда могут верно определить продолжительность перемены, поэтому возможны опоздания, особенно, если долго искал нужный кабинет).
 В начальной школе были самыми большими, и вдруг стали самыми маленькими (а хочется ощущать себя взрослыми!).
 Пятиклассникам приходится выстраивать отношения с разными педагогами, приспосабливаться к разному темпу, стилю преподавания, особенностям речи, требованиям десятка новых учителей. При этом не следует забывать, что учитель – это значимый для них человек и на него хочется произвести самое благоприятное впечатление.
 Многие испытывают трудности и страхи в отношениях с новыми учителями, часто боятся, что их неправильно поймут и недооценят.
 В среднем звене у каждого учителя большое количество учеников, с которыми он видится далеко не каждый день. В сентябре-октябре для нас обычно все пятиклассники «на одно лицо», мы ещё не знаем их по именам, и не видим личностных особенностей каждого. Многие дети очень болезненно переживают это обезличивание, деиндивидуализацию подхода, ощущают себя одинокими, никому не нужными.
 Возросший темп работы (особенно трудно после каникул быстро писать).
 Возросший объём работы в классе и дома.
 Увеличение количества предметов.
 Разнообразие заданий по разным предметам, новые (и разные) требования к оформлению работ.
 Необходимость самостоятельно находить дополнительную литературу и работать с ней.
 Непонимание смысла некоторых слов, написанных в учебнике или произносимых учителем (особенно, если учитель в прошлом году работал со старшеклассниками).
Пути решения некоторых проблем
 Всем учителям и гимназистам следует соблюдать единые организационные требования, перечисленные в «Кристалле» (с.5-6).
 Дополнительные предметные требования лучше вводить постепенно. Они должны быть чёткими, последовательными, устойчивыми. В каждом случае желательно объяснять, почему необходимо то или иное требование или правило.
 Старайтесь больше общаться с детьми на переменах, чаще называйте их по именам, проявляйте интерес к их жизни.
 Постарайтесь не использовать в своей речи слова, смысл которых пятиклассникам не понятен. Приучайте детей обращать внимание на непонятные слова в учебниках, учите пользоваться словарями и справочниками.
 За лето могли утратиться навыки организации совместной деятельности, поэтому необходимо постепенно формировать привычные нормы, ритуалы, традиции урока: встали, подготовились, проверили, собрались, вместе пошли…
 Проверяйте готовность к уроку (наличие учебника, тетради, дневника, письменных принадлежностей).
 На уроках делайте перерывы, используйте двигательные упражнения для разрядки, переключайте на другую деятельность при утомлении.
 Пожалуйста, не задерживайте ребят после звонка!
 Формируйте ориентировочную активность, т.е. интерес к новому материалу, к тому, что будет на уроке.
 Так как у большинства пятиклассников обычно затруднено восприятие информации на слух, а зрительное восприятие рассеянное, необходимо дублировать информацию (слуховая + зрительная форма), делать смысловые акценты, повторяя главное несколько раз в разных вариациях.
 При различии в темповых характеристиках учащихся следует дифференцировать задания по трудности, варьировать по объему, поощрять умение ждать и проверять себя.
 С целью развития концентрации и переключения внимания, по ходу урока чаще переключайте на разные виды деятельности, предлагайте неожиданные задания, используйте необычные приемы активизации.
 При сложностях с пониманием заданий, инструкций, условий задач предложите ученикам повторить их другими словами, объяснить одноклассникам, т.е. чаще создавайте ситуации, когда дети должны понять не учителя, а друг друга.
 Обязательно контролируйте запись домашних заданий в дневниках.
 Строго контролируйте выполнение всех письменных домашних заданий. В случае невыполнения обязательно выявляйте причины.
 Не забывайте о групповых формах работы на уроке. В этом возрасте эффективной оказывается кооперация детей, вместе решающих одну проблему. При этом повышается интеллектуальная активность, лучше усваивается учебный материал. Развивается саморегуляция: в ходе совместной работы учащиеся лучше оценивают свои возможности и уровень знаний.
 Следует предупреждать пробелы в знаниях у детей, пропустивших занятия по болезни.
 Оказывая помощь в учебных затруднениях, старайтесь увидеть причины возникших трудностей.
 Формируйте у гимназистов умение вести себя в значимых, оцениваемых ситуациях, а также в ситуациях неуспеха.
 Стремитесь снимать повышенную тревожность в ситуации контроля.
 При контроле нацеливайте не только на результат, но и на процесс (проверить себя; понять, что мы знаем, а что – нет…).
 Формируйте правильное отношение к ошибкам (ошибка иногда помогает лучше понять изучаемый материал).
 Чаще практикуйте самоконтроль (лучше с предварительной самооценкой).
 Не выставляйте плохие отметки по итогам промежуточного контроля (особенно в первый месяц учебы).
 Учитывайте индивидуальные особенности детей; предоставляйте возможность исправления отметок, особенно если результаты контроля не соответствуют реальным возможностям учащихся.
 Не выносите негативных суждений по поводу умственных способностей или личностных особенностей детей.
 Не говорите о том, что по вашему предмету у этого ребенка никогда не будет «четверки» или «пятерки». Этим вы начисто убиваете всякое желание стараться и лишаете веры в собственные возможности.
 Укрепляйте уверенность детей в себе, помогайте вырабатывать собственные критерии успешности (они не обязательно связаны с отметкой).
 Не забывайте создавать ситуации успеха, особенно для детей с высоким уровнем тревожности.
 Не используйте классного руководителя как палочку-выручалочку, способную одним движением решить все ваши проблемы. В рамках своего учебного предмета гораздо эффективнее учебные проблемы решать собственными силами.
 Не стесняйтесь обращаться за помощью к родителям, но помните, что они не обязаны выполнять за нас наши профессиональные обязанности.
 В случае возникновения проблем, которые вам не удается решить самостоятельно, обращайтесь к психологам, которые всегда готовы оказать квалифицированную профессиональную помощь.
Вы практически не почувствуете проблем переходного возраста, если по отношению к подросткам будете соблюдать три простых принципа:
 принцип безусловного принятия (он такой, какой он есть, и я люблю его таким);
 принцип положительного ожидания (я верю в то, что он хороший, я жду от него высоких результатов);
 принцип эмпатии (умения войти в эмоциональное состояние подростка, почувствовать его переживания и трудности).
Категория: Политика школы | Добавил: зам
Просмотров: 8922 | Загрузок: 2
Поиск
Запись в школу
Мама я пришел
2015 год
с 1 Марта 2015г.
Случайное фото
Счётчик

МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова © Все права защищены. 2016г.

 Яндекс.Метрика