Размер шрифта: A A A    Картинки: Выключить Включить    Цвет сайта: Б Ч Г    Х
Наш опрос
Посетители сайта: кто они
Всего ответов: 5800
Старый сайт музея
Музейный комплекс
Файлы

О Кировском аэроклубе

В 1987 году по инициативе бывшего начальника планерной станции А.С.Кунгурцева в школе №48 был создан музей, посвященный истории Кировского аэроклуба. Экспозицию музея составили материалы, собранные учащимися под руководством Валентины Анатольевны Русановой в ходе большой поисковой акции... В 1995 году к 50-летию Победы в Великой Отечественной была создана новая экспозиция под руководством Светланы Сергеевны Ефремкиной. Обновлённый музей получил название «Память, память, память, за собою позови…» (История Кировского аэроклуба). Существование такого музея в нашей школе, наверное, символично, потому что в 1911 году жители Вятки впервые увидели самолет, который поднялся в воздух над ипподромом, который тогда находился на территории микрорайона нашей школы. Это событие послужило толчком к массовому увлечению вятской молодежи авиационными видами спорта и организации в городе сначала планерной станции, затем Кировского аэроклуба, историю которого сегодня и хранит школьный музей.  

Первым руководителем и организатором планерной станции в Вятке в 1920-е годы стал энтузиаст полетов на планерах Кунгурцев Александр Сергеевич. Он же 12 августа 1935 года при подготовке к празднованию Дня Воздушного Флота совершил первый парашютный прыжок в нашем городе. Планерная станция базировалась на площадке у заречного парка, вдоль трассы на г. Слободской. В 1935 году станция была преобразована в Кировский аэроклуб. Первый руководитель аэроклуба назначен Александр Максимович Палкин.

Питомцы аэроклуба самоотверженно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Восемь воспитанников Кировского аэроклуба удостоены высокого звания Героя Советского Союза. Под руководством Александра Максимовича Палкина в годы войны было сформировано из летчиков аэроклуба и укомплектовано самолетами ПО-2 два авиационных полка, которые сражались на Ленинградском фронте.

Александр Палкин стал в годы войны ночным бомбардировщиком на ПО-2. «Опыта никакого не было, прицелов нет, все делалось на глазок,- вспоминал Александр Максимович. Даже пистолетов не хватало, и поначалу брали с собой в полёт винтовки. Однажды самолёт Александра Палкина был подбит, но прыгать было нельзя, так как на борту не было и парашюта. С большим трудом он смог долететь до Волхова и совершить посадку.

Конечно, незабываемым моментом было известие о победе. Каждый ее встретил по-разному. «Спал я в землянке», - рассказывал после войны Александр Максимович. «Вдруг просыпаюсь от страшной стрельбы. Думаю, наверное, немцы десант высадили. Хватаю пистолет. Гранату – в карман. Выскакиваю и вижу: часовой в чистое небо палит – Победа!». После войны Александр Максимович Палкин продолжал службу в Европе. Летал. Однажды попал в жуткую катастрофу. У его «Яка» забарахлил мотор, и он вынужден был вынужден садиться на «брюхо» в снег в горах Югославии. При посадке машина перевернулась. Спасли советского пилота «братушки» – югославы. Они выкопали в снегу яму и извлекли Палкина из кабины.

Майор А.М. Палкин вышел в отставку в 1947 году, но продолжая хранить верность авиации, еще пять лет уже после войны возглавлял Кировский аэроклуб.

Григорий Данилович Чулкин в марте 1941 года закончил лётную программу аэроклуба, и отправился на юг в Батайскую военно-авиационную школу летчиков имени Серова. Но учиться долго не пришлось, так как в июне 1941 года началась война.

Григорий Чулкин был направлен на сокращенный курс военно-пехотного училища и назначен командиром пулеметного взвода «Максим» 121 горно-стрелкового полка 9-ой горно-стрелковой дивизии. Дивизию осенью 1942 года на гвардейском крейсере «Красный Крым» десантом высадили в город Туапсе, израненный, разрушенный врагами. Оттуда в составе полка по вновь проложенной горной дороге он совершил переход через Главный Кавказский хребет на помощь прижатым к северным отрогам отступающим частям. С боями прошел всю Кубань. После ранения Григорий Чулкин получил назначение в 6-ой отдельный учебно-тренировочный авиационный полк в городе Ставрополь. Необходимо было восстановить технику пилотирования, которой он в свое время неплохо овладел в стенах Кировского авиаклуба.

Григорий Данилович участвовал в воздушных боях под Варшавой, на реке Одер. Чулкина узнавали в воздухе по мастерству пилотирования. Он, безошибочно ориентируясь, искусно вел воздушный бой, метко поражал цель. День Победы Григорий Данилович Чулкин праздновал на севере Германии в городе Борт.

Геннадий Александрович Хохлов был командиром эскадрильи штурмовиков. В 1942 году Геннадий воевал на Сталинградском фронте. Грамотный, скромный, волевой – таким его вспоминали друзья. И еще: «Веселый, жизнерадостный, он всегда был вместе с нами», «Он был первым в песне. На физкультурной площадке прыгал выше и дальше всех», «Его любили все. На него равнялись все», «Часто мы пели песни. Чаще всего – «Вставай, страна огромная» и «Песню о Днепре». Помнится, что в такие минуты запевал Геннадий».

Тяжелые бои, наземные и воздушные, шли на Северо-Кавказском фронте, у Новороссийска. Однажды не вернулись экипажи Хохлова и Андреева. Не вернулись два друга, два Генки. Прошло несколько томительных минут. На горизонте показалась точка… Самолет. Это был самолет Геннадия.

- Где был? Почему отстал?

- Тезку подбили, Самолет он приземлил рядом с обрывом. Я стал кружить над ним. Решил, что если фашисты станут угрожать ему пленом, буду отбивать… Но Андреев приземлился на своей земле, «помахал» мне и я «ушел» домой.

«Он шел на большой риск, но не мог оставить в беде товарища. О своей жизни он в то время не думал». Эти слова боевых друзей подтверждает следующий факт из военной биографии Геннадия Хохлова. Однажды во время посадки самолёт из-за неполадок врезался в землю. Геннадий потерял сознание. Потом он вспоминал: «Сколько времени прошло – не знаю. Очнулся… Вижу – самолет горит. Выскочил из кабины и побежал. С секунды на секунду должны были взорваться бензобаки. Но, отбежав метров 20, хватился – нет стрелка. Вернулся обратно, вытащил стрелка из задней кабины, он был от удара без сознания, взвалил на себя и снова побежал. Когда отбежал метров 30, самолет взорвался… Страшную боль на руках и лице я почувствовал после взрыва самолета, когда опасность уже миновала»,- признался Хохлов.

Он получил ожог 2-ой степени лица и рук.

В июле 1944 года шли тяжелые бои на Ковельском направлении. 18 июля 1944 года эскадрилья капитана Хохлова получила боевое задание - вылететь в район Любомля для уничтожения фашистских объектов. На фашистские колонны танков и автомашин посыпались бомбы советских самолетов. Фашисты открыли ураганный артиллерийский огонь. Прямое попадание в машину Хохлова. Убит его радист Шаповалов. Самолет горит.

Геннадий сбросил оставшиеся бомбы на противника. Дал стрелку команду прыгать с парашютом и направил горящий самолет на зенитки врага. Ценой своей жизни наш земляк Геннадий Хохлов решил нанести по врагу последний удар, повторив подвиг Николая Гастелло. Он совершил наземный таран. А было ему всего 22 года.

Сегодня память о нем хранит и музей Истории Кировского аэроклуба школы №48 города Кирова. Еще при жизни его боевые действия были оценены по достоинству: кроме ордена Красной Звезды он был награжден в 1943 году еще двумя наградами: орденом Красного Знамени и орденом Отечественной войны 1 степени.

Каждый прожитый день на фронте был испытанием на прочность, на личное мужество, и выйти из нее победителем стоило дорогого. «Только наш полк был трижды заменен, это значит – почти весь его летный состав погибал», - вспоминал уже после войны еще один выпускник Кировского авиаклуба Анатолий Михайлович Пересторонин.

На счету боевого командира 127 вылетов, из них 30 в тыл противника, тринадцать воздушных боев, в которых лично Пересторонин сбил шесть вражеских самолетов: два бомбардировщика и четыре истребителя.

Но и в его военной биографии были случаи, когда он чудом оставался жив. Один из них, когда четверке истребителей, командиром которой был Пересторонин, предстояло прикрывать переправу в польском городе Тарнобжеге.

«Переправу немцы атаковали прежде, чем мы достигли Кракова. Разворачиваемся, подлетаем – и сразу в бой. Девять «юнкерсов» и несколько «мессершмиттов» летели цепью, друг за другом. Сделав полупетлю, они сбрасывали на переправу свой смертоносный груз. Врываемся в самую гущу. С ходу, не дав врагу опомниться, я сбиваю один самолет, разворачиваюсь, а рядом уже другой: снова бью – и второй готов. По молодости своей, а больше из-за любопытства, падение второго самолета сопровождаю аж до самой до земли и не замечаю, как мне на хвост «садится» еще один «шмитт». Он «постучался» ко мне сзади из 22-миллиметровой пушки и попал точно в центр кабины. От резкого удара машину сильно тряхнуло, все лицо будто огнем обожгло, перед глазами поплыли темные круги. Оглядываюсь, а за самолетом – густая белая полоса дыма. «Все, -думаю, - горю!» Но отважный летчик сумел посадить самолёт, несмотря на пробитые бензобаки и поломку системы управления и связи.

Закончился боевой путь капитана Пересторонина в Вене, но с армией он не расставался до 1957 года. После демобилизации 19 лет отработал на военных заводах Ростова, но в 1976 году вернулся на свою малую Родину. В течение 5 лет, до выхода на пенсию, трудился на АВИТЕКе.

Там, где пехота не пройдет 

И бронепоезд не промчится,

Угрюмый танк не проползет,

Там пролетит стальная птица.

Мы виражом крутым пройдем,

Прикроем плавным разворотом

И на врага мы нападем

Могучим бреющим полетом.

С окончанием Великой Отечественной войны аэроклуб возобновляет свою работу. Летчики аэроклуба ежегодно удостаивались чести участвовать в параде победы в Москве. Аэроклуб готовил спортсменов-пилотов, парашютистов, планеристов и авиамоделистов. 

Первые шаги в небо будучи участниками аэроклубы сделали будущие звезды парашютного спорта Татьяна Войнова и Людмила Алцибеева.

Воинова Татьяна Николаевна (1938-1985)

  • чемпионка мира по прыжкам с парашютом (1968 год), заслуженный мастер спорта СССР, мастер спорта СССР международного класса. В 1965 году одной из первых получила почетное звание «Мастер спорта СССР международного класса» (первая кировчанка, удостоенная этого звания). 11 августа 1967 на аэродроме в Тушино Татьяна Воинова совершила свой двухтысячный прыжок. На тот момент она была третьей в мире, кому покорилась планка в 2000 прыжков. В 1968 году на чемпионате мира в австрийском городе Грац Татьяна Воинова стала абсолютной чемпионкой мира в сумме упражнений. В 1968 году на сборах национальной команды в Киеве Воинова получила серьезную травму – сложный осколочный перелом. Врачи запретили ей возвращаться к прыжкам. Несмотря на это, на чемпионате СССР 1969 года в Рязани Татьяна Воинова становится абсолютной чемпионкой страны. На счету Татьяны Николаевны 2693 прыжка. Она неоднократная чемпионка и рекордсменка мира и СССР по акробатическим прыжкам, прыжкам на точность приземления, обладательница 36 золотых, 13 серебряных, 6 бронзовых медалей. Ей принадлежит 20 мировых рекордов. Именем Татьяны Воиновой названа одна из улиц Кирова, неподалёку от её родного аэроклуба.
Поиск по сайту
Календарь
«  Август 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Случайное фото
Счётчик

МБОУ СОШ с УИОП № 48 г. Кирова © Все права защищены. 2017г.

 Яндекс.Метрика